Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Categories:

Скифский звериный тотемизм

А.А. Нейхардт "Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии" (Л., 1982)

Задавшись целью во что бы то ни стало доказать, что скифское общество имело свою сложную, развитую религиозную систему, автор [Д.С. Раевский], на наш взгляд, вступает в противоречие с данными источников и с археологическим материалами. Ибо хотя скифский звериный стиль  действительно достиг очень высокого уровня развития, все же, как бы его ни трактовать и с каким критерием к нему не подходить, он свидетельствует в первую очередь о преобладании тотемистических представлений в религии скифов, что является более низкой ступенью в развитии идеологических представлений общества, нежели божества антропоморфные.

Про тотемизм как основу звериного стиля писали много, и не только в СССР, но и такие авторы, как Такач и Гиршман. Но чтобы на основании этого отказывать скифской реконструкции Раевского в реальности, это все-таки высшая проба маразма советской исторической науки.
Tags: история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments