Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Category:

По прочтении книги П.Ю. Уварова

Я прочел-таки упоминавшуюся ранее книгу П.Ю. Уварова "Между "ежами" и "лисами": Заметки об историках". Она представляет собой сборник статей и текстов выступлений (и одно интервью) за последние 10 лет. Но это не просто коллекция под одной обложкой. Все тексты сопровождаются авторскими комментариями, описывающими контекст появления той или иной статьи и ее последующую судьбу. Например, крайне интересно почитать про выступление на семинаре ИВГИ в РГГУ про Гуревича и советскую медиевистику: оказывается после него реакция была "столь бурной и почти единодушно негативной ... что мое сотрудничество с "Одиссеем" фактически прекратилось полностью" (с. 109).

Очень интересно как автор видит свою собственную эволюцию от "практикующего историка", который "с известной иронией (хочется надеятьс - добродушной) относился к профессиональным историографам и специалистам по методологии истории" (с. 7) к человеку, который "с удивлением обнаружил, что на мои статьи об историках набралось ссылок значительно больше, чем на "настоящие" исследования" (с. 8). Но искренне надеется, что "билет в один конец" все-таки не приобрел.

Когда я в свое время прочитал "Франция XVI века", то не особо обратил внимание на этот пассаж из "Введения". А теперь понимаю, что напрасно. Мои нынешние ощущения эта цитата передает очень точно.

"В любом случае рассуждения, порой в высшей степени интересные и познавательные , о природе исторического знания, о судьбах того или иного исторического направления, слишком быстро и слишком далеко отрываются от серых будней работы с конкретным эмпирическим материалом. Конечно, рефлексия по поводу особенностей работы историка вполне естественна и закономерна, она, как всякое самопознание, чрезвычайно привлекательна для всякого исследователя и весьма востребована обществом. Но определенная опасность состоит в том, что раз вступив на этот путь, историки зачастую уже не возвращаются назад, к практике. Это явление англоязычная публика назвала бы “one way ticket”, а тюркоязычная — “барса-кельмес”. И дело, надеюсь, не только в видимых выгодах, сулимых на пути эпистемологических или историографических исследований, но и в “эффекте сороконожки”. Раз задумавшись над механизмами и правилами чужого, а тем более, своего, творчества, историк перестает работать с источником подобно сороконожке, парализованной вопросом о том, что делает ее тридцать восьмая нога, в тот момент, когда она шагает своей двенадцатой парой лап. Все это вполне оправдано, закономерно и вызывает уважение. Но вот только уводит размышления от эмпирической реальности источника все дальше и дальше. Не потому ли в нашей стране, да и не только в ней, все меньше и меньше становится “практикующих” историков и все больше историографов, методологов и эпистемологов? Но если перспектива того, что число людей, изучающих историков, может значительно превысить число людей, изучающих историю, характерна лишь для некоторых областей исторического знания, то разрыв между историками-практиками и “эпистемологизирующими” историками представляется делом вполне реальным. Вторые образуют свою субкультуру, свой язык и свою ценностную иерархию, и, занятые интенсивной полемикой друг с другом, не замечают того, что первые их в лучшем случае перестали понимать, а в худшем — понимать не желают. Причем оба семейства, похоже, вполне довольны такой ситуацией…" (Уваров П.Ю. Франция XVI века: Опыт реконструкции по нотариальным актам. М., 2014. С. 17-18).
Tags: история, книги
Subscribe

  • Тульские городища. Городище Свисталово

    После долгого перерыва новый выпуск видеорассказов о тульских городищах. Это городище Свисталово (Киреевский район). Рассказывает научный сотрудник…

  • Котег культуры салинар

    Очередной пятничный котег происходит из древнеперуанской культуры салинар. Салинар - одна из культур Северного побережья Перу. В долине р. Моче она…

  • А вот кому про зубодёров древних майя

    Три года назад я писал про исследование молодого американского археолога Джоша Шнелла, который нашел на рынке в древнемайяском городе Мук'ихтун…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

  • Тульские городища. Городище Свисталово

    После долгого перерыва новый выпуск видеорассказов о тульских городищах. Это городище Свисталово (Киреевский район). Рассказывает научный сотрудник…

  • Котег культуры салинар

    Очередной пятничный котег происходит из древнеперуанской культуры салинар. Салинар - одна из культур Северного побережья Перу. В долине р. Моче она…

  • А вот кому про зубодёров древних майя

    Три года назад я писал про исследование молодого американского археолога Джоша Шнелла, который нашел на рынке в древнемайяском городе Мук'ихтун…