Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Category:

Из жизни иероглифов: царские трещотки из Саиля

Один из уникальных артефактов древних майя – это пара трещоток, хранящихся в Этнографическом музее в Берлине.

Фото трещоток (Этнографический музей, Берлин, 2009)


Как мы знаем, трещотки использовались парами. Они надевались на ручки, внутрь засыпалось что-то мелкое и шумящее, сверху надевалась крышка и все это украшалось перьями.

Два сахаля (наместника) пачанского царя Йашун-Балама IV танцуют танец «грифа и попугая» (прорисовка Б. Ризе)


Трещотки из Берлинского музея уникальны не только тем, что сохранились парой, но еще и тем, что на них нанесена владельческая надпись

Надпись на трещотках (прорисовка Николая Грюбе)

’u-chi ka-ba ’u-BAAH-’AN HUK-CHAPAT-TZ’IKIN / WAK-KAB NAL-WINIK K’UH-SA’ ’AJAW

’u-chikab ’u-baah[il] ’a’n Huk Chapaht Tz’ikin Wak Kabnal winik k’uh[ul] Sa’[il] ’ajaw

"Трещотки имперсонатора Хук-Чапат-Ц’икина, человека из Вак-Кабналя, священного царя Саиля".

Содержание надписи также необычно – в ней говорится, что трещотки принадлежали «священному царю Саиля», правившему в городе Вак-Кабналь, который мы знаем как археологический памятник Наранхо. Но вот имени этого царя не названо, что крайне странно. Не менее примечательно, что в тексте упоминается «имперсонатор Хук-Чапат-Ц’икина». Хук-Чапат-Ц’икин или «Семисколопендровый Орёл» - это один из эпитетов бога солнца К’инич-Ахау. Не следует ли понимать надпись таким образом, что трещотки использовались в ритуале имперсонации этого божества любым саильским царем? Текскеть, общегосударственный ритуальный реквизит.
Tags: майя, эпиграфика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments