Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Categories:

Сцены из придворной жизни в царстве Ик´а

В Гватемале существует фонд "Ruta Maya", официально созданный в 1990 г. отставным редактором National Geographic У. Гарретом (как La Ruta Maya Conservation Foundation). Его жемчужиной является коллекция одного из гватемальских богачей Фернандо Паиса Андраде, возглавляющего Latam Corporation, владеющую франшизой Hyatt в Центральной Америке и многих других заводов, газет, пароходов... Паис провозгласил политику возвращения гватемальского национального достояния в страну и выкупает в США артефакты майя и привозит их в Гватемалу. В последнее время он планирует создать суперсовременный музей культуры майя, и в этой связи вступил в свару с археологическим и музейным сообществом Гватемалы, опасающегося, что и так небольших государственных денег на всех не хватит.

В коллекции Паиса - керамика, мелкая пластика, монументы и т.д. и т.п. Какие-то вещи давно и хорошо описаны, а какие-то малоизвестны. Одну такую малоизвестную вазу, происходящую из дворцовой мастерской царства Ик'а, мы сфотографировали осенью 2012 г. с нашим гватемальским коллегой Камило Луином.

Развертка вазы 1.2.159.53 (фото с сайта Ruta Maya)

Ваза изображает сцену при дворе Сийах-Вициль-Чан-К'авиля, правившего в царстве Ик'а где-то между 734 и 738 гг. Это двор уровнем куда выше, чем дом моего любимого квартального начальника Наханаль-К'инича, но зато бытовых деталей гораздо меньше. Правитель облачается в костюм гигантской жабы (по-видимому, для танца) и смотрится в зеркало. Стоящий перед ним слуга протягивает повелителю сосуд (или тыкву), в котором, очевидно, находится краска для нанесения на тело. Сцену с двух сторон обрамляют фигуры двух придворных. Последний участник - карлик, стоящий на левом краю сцены. Изображени несомненно реставрировано (об этом говорят безумно толстые ноги царя), но в целом и сцена и надпись представляются вполне аутентичными.

alexander_wnk сделал великолепные прорисовки надписи.

Общая подпись к сцене

'u-BAH-hi ti-JOY-ja-la SIJ-ya-ja WITZ"-li CHAN-na-K'AWIL-la K'UH-'IK'-'AJAW-wa
'u-baah ti joyjal Sijyaj Witzil Chan K'awiil k'uh[ul] 'Ik'a 'ajaw
"Вот его образ в повязании (или представлении) Сийах-Вициль?-Чан-К'авиля, священного царя Ик'а"

Изображения сцен приготовления к танцам или ритуалам (joyjal) по неизвестным причинам - крайне популярная тема в вазописи царства Ик' а. Царь Ик'а - мужчина с брюшком, что, кстати, заметно и на вазе К1453, которая ранее была единственным изображением этого правителя. Его имя в данной надписи записано в полной форме (ранее он был известен просто как Сийах-К'авиль).

Подпись к первому придворному

BAH pa-ka-la ch'o-ko 'a-K'UH-na 'a-na-bi
baah pakal ch'ok 'ajk'uhu'n 'anaab
"Главный щитоносец, юноша, чиновник, скульптор".

Не исключено, что baah pakal это все-таки имя придворного (с тем же значением), а не его дополнительный титул, но мне так нравятся титулы, образованный по модели "главный + объект", что будем считать его все-таки не именем. Он тоже мужчина видный, а обозначение его как "юноши" не должно вводить в заблуждение, поскольку это обозначение социальной категории, а не реального возраста ("юноши"-ch'oktaak это скорее всего воины и прислужники царя). Помимо этого, он еще и чиновник-ахк'ухун, выполняющий при дворе различные функции, связанный с письмом и счетом. Последний эпитет обозначает его как человека, занятого в сфере художеств или изящных искусств (буквально "резец"; вскорости должна выйти статья Стивена Хаустона с обоснованием такого перевода и интерпретации титула 'anaab).

Подпись ко второму придворному

la-... yu-ku ch'o-ko 'a-na-bi
La... Yuk ch'ok 'anaab
"Ла...-Йук, юноша, скульптор"

Второй придворный Ла...-Йук, который изображен в цветастой юбке и с нательной раскраской, был просто воином и мастером изящных искусств. А вот слуга с краской и карлик, к сожалению, остались безымянными.

Luin, Camilo, Alexandre Tokovinine & Dmitri Beliaev (2015) Una nueva mención de Siyaj Witzil Chan Kawiil, divino señor de Motul de San Jose. In: XXVIII Simposio de Investigaciones Arqueológicas en Guatemala 2014, tomo II, pp. 657-662. Ministerio de Cultura y Deportes, Asociacion Tikal, Guatemala.
Tags: майя, статьи, эпиграфика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments