Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Category:

Из жизни иероглифов: майяская надпись на булаве?

В связи с предыдущей записью, подумалось, что в отличие от Древнего Востока, где владельческие надписи на оружии довольно обычное дело, у майя (увы!) они практически отсутствуют. Это при той большой любви, которую майя испытывали к владельческим надписям в принципе (даже на царских трещотках). Наверное это связано с тем, что металлического оружия вплоть до позднего постклассического времени не было, и имя и титулы владельца наносились на деревянные элементы, которые не сохранились. В этой связи мы практически не знаем аутентичных названий майяского оружия классического времени.

Одно из возможных исключений - раннеклассическая надпись вот на этом каменном предмете из частной коллекции, опубликованная в базе данных Джастина Керра (К6631). Внешне он похож на навершие булавы. Однако его высота - 9 см, а диаметр - 16 см, что, как мне кажется, многовато для настоящего оружия. Скорее это что-то церемониальное.



Иероглифическая надпись, проанализированная Саймоном Мартином, датируется 489 г. (9.2.14.7.17 1 Кабан 0 Йашк'ин по календарю майя). Она сообщает, что "появился" (букв. "поднялся") объект, принадлежавший "юноше" по имени Хулель-Те. Слово "юноша" описывало социальную группу знатной молодежи (возможно, что-то вроде возрастного класса), которая находилась на службе у царя, выполняя разные функции, прежде всего военые.

6631rll

ta-1-KAB 7-'ABAK? TI-HUN-na ta-YAX-K'IN 'AL-ya T'AB 'u-xi?-k'a-ba CHAK-ch'o-ko hu-le-TE'
ta ju'n Kabaan Huk 'Abaak ti'-huu'n ta Yaxk'in 'alay t'ab[aay] 'u-xik'ab chak ch'ok Hule[l] Te'
"В день 1 Кабан, [бог] Хук-Абак хранитель короны, в [начале месяца] Йашк'ин, вот появился шик'аб юноши Хулель-Те".

Название предмета Мартин читает 'u-xi-k'a-ba и связывает со словом k'ab "рука". Мне кажется, что сочетанием -k'a-ba записан конец корневой морфемы xik' и инструментальный суффикс -ab. Хотя второй знак блока не очень похож на xi, а может быть неизвестным знаком. В любом случае это был бы термин для булавы.
Tags: майя, эпиграфика
Subscribe

  • Мудрость мексиканского глубинного народа

    Давно я не ездил в метро и на МЦК рано утром, посему сегодняшний опыт вывоза Таисии Дмитриевны на выездные курсы был испытанием. В какой-то момент я…

  • Озеро Йашха и его острова

    Рассказ про нашу работу в Йашхе в июне 2019 года тоже как-нибудь состоится, а пока просто фотографии озера в солнечную погоду. Название озера Йашха…

  • Полевой сезон 2016, Рио-Асуль, часть 3

    Как уже было сказано, в поле эпиграфисты работают преимущественно по ночам. Помимо описанных в прошлом посте минусов, есть большой плюс – не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments