Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Categories:

Не та прерия

В свое время покойный Александр Владимирович Ващенко создал семинар "Гайавата", где он и его ученики и все интересующиеся обсуждали культуру североамериканских индейцев. Из этого семинара вышли многие специалисты и просто хорошие знатоки Северной Америки (Денис Воробьев, Глеб Борисов, Оксана Данчевская и другие; как я понимаю, Юрий Стукалин там тоже принимал участие). Я там как-то делал обзорный доклад про мифологию майя.

После смерти Александра Владимировича семинар получил его имя - "Научно-популярный Семинар "Гайавата" (им. Ващенко А.В.)" - и стал шире. Теперь он посвящен "изучению культуры народов Северной, Центральной и Южной Америки" и доклады там делаются тоже крайне широкой тематики. Заседания правда проходят у черта на куличках - на Рязанском проспекте, и мне что из Ясенево что из Митино ехать туда ну совсем влом, даже если тема должна быть интересная, например, выступает matusovskiy.

И вот наткнулся я в ФБ на информацию про последнее заседание от 16 апреля. Доклад делала некий "независимый исследователь" Левкова А. Назывался доклад "Статуэтки, изображающие людей в необычных позах (доколумбова Америка), и исследования транс-ориентированной психологии".

Ученые школы транс-ориентированной психологии считают, что необычные положения тела, которые на протяжении тысячелетий изображают в искусстве не-западных народов, могут послужить эмпирическим фактором, который поддерживает нейрофизиологические изменения, давая возможность перейти в другую реальность. Иными словами, позы способствуют вхождению в шаманский транс. С точки зрения антропологии это значит, что найден способ, позволяющий осуществлять «вовлеченное наблюдение». Для историков же появляется еще один аргумент в пользу гипотезы о том, что статуэтки - "учебник" шамана.

Честно говоря, я не знаю, что такое "транс-ориентированная психология", да и знать не хочу. Но на заглавном слайде изображена скульптура человека, сидящего "по-турецки", наклонившегося вперед и как бы опирающегося на кулаки. Судя по всему, это "независимый исследователь" и считает изображением шамана, поскольку рядом фотография бритого мужика в черном, сидящего точно также.



Так вот, это ольмекская статуя вождя второго ранга, на статус которого указывает его облачение (головной убор, серьги), а также и сама поза. В Мезоамерике это поза носителей власти. А когда руки не лежат на коленях, а человек наклонен вперед, то это, видимо, вариант позы, представленной на статуях из Сан-Мартина и на парных скульптурах из Эль-Асусуль близ Сан-Лоренсо. Они держат в левой руке жезл и словно похлопывают им по ладони правой.

 

Идея того, что все сидящие фигуры (а особенно ольмекские) являются шаманами, часто встречалась в религиоведческой и популярной литературе середины ХХ в. Тема шаманизма после публикаций работ Фёрста была жутко популярной, а согласно теократической концепции в Мезоамерике правителей не было, вот все и находили шаманов. Но с тех пор все сильно изменилось и мезоамериканская иконография стала сильно понятнее. Да и концепция шаманизма применительно к мезоамериканским религиозным представлениям является скорее историографическим казусом. Но такие мелочи транс-ориентированных конечно не могут волновать - они же осуществляют вовлеченное наблюдение.

Меня вообще всегда прикалывали эти "независимые исследователи". Я понимаю, когда так себя называл, скажем, Эрик Бут или Брюс Лав - люди со степенями и публикациями, но не нашедшие себя в академической среде. Но когда "независимыми исследователями" себя провозглашают все, прочитавшие несколько популярных книжек ...

В общем, похоже, что семинар "Гайавата" движется не совсем в ту степь прерию. Лучше бы он оставался ориентированным на североамериканских индейцев.
Tags: Мезоамерика, брюзжание, фрики
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments