Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Category:

"Краденое солнце" по древнемайяски

Несколько месяцев назад alexander_wnk у себя в Скетчфабе вывесил фотограмметрическую модель вот этой древней вазы майя.



Это раннеклассическая (V-VI вв.) резная чаша (номер К5197 по каталогу Джастина Керра), которая хранится в Денверском -художественном музее. Надпись по венчику совершенно стандартна и малоинформативна. Сообщается лишь, что она принадлежала некоему безымянному "сильному юноше" (вероятно, так обозначались воины). В этом смысле хочется думать, что это не частная ваза, а госинвентарь, который выдавался со складов юношам, служившим при дворе вне зависимости от семейной или родовой принадлежности, а потом забирался обратно.

(A) 'a-'AL / 'AY (B) T'AB (C) yu-xu (D) lu-li (E) yu-k'i (F) bi (G) ke-KELEM
'al[ay] / 'ay[al] t'ab[aay] y-uxuluul y-uk'ib kele'm
"Вот так появилась резьба сосуда для питья сильного юноши"


Развертка фотографии вазы (фото Дж. Керра; mayavase.com)

Гораздо интереснее сцена на тулове, которая изображает как майя представляли себе затмения. "Звездный Кроколень", про которого я как-то уже писал, проглотил Солнце и Луну. Это передано изображением посередине его туловища (как бы в животе) знаков K'IN "СОЛНЦЕ" и 'UH "ЛУНА" в обрамлении знака с неизвестным чтением, который и обозначает затмение на Стеле 3 из Поко-Виник (790) и в Дрезденском кодексе.

Eclipse_SEP   Eclipse_Dresden
Иероглифы затмений: a) солнечное затмение на Стеле 3 из Поко-Виник; b) солнечное и лунное затмения в Дрезденском кодексе

В пасти того Кроколеня, который закусил солнышком, еще располагается голова какого-то божества (может быть, солнечного, хотя не уверен).

В Дрезденском кодексе, который датируется поздним постклассическим периодом (XIII - начало XVI вв.), Солнце глотает уже не Кроколень, а какой-то непонятный змей. Но голова у него вполне крокодилья.

Eclipse_Snake_Dresde
Сцена солнечного затмения в Дрезденском кодексе

В общем получается прямо по Чуковскому:

"Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!"

В аналитическом каталоге фольклорно-мифологических мотивов Ю.Е. Березкина это мотив А12 "Затмения: нападение чудовищ", который довольно широко распространен в мифологиях мира. Правда в современном мезоамериканском фольклоре крокодилов и змей нет, а в основном присутствуют ягуары или абстрактные чудовища. У майя-лакандонов же сохранилась лайт-версия: Луну глотает игуана.
Tags: майя, мифология, эпиграфика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments