Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Categories:

Свет мой зеркальце, скажи...

Во всем нам известной сказке Пушкина, равно как в послуживших ей прототипами русских и европейских народных сказках (сюжет №709 по классификации Аарне-Томпсона) зеркало сообщало всякую подпольную информацию злобной мачехе. У древних майя зеркала тоже вещали, только в письменной форме. Владельческие надписи с посвятительной формулой, которые я неоднократно упоминал в связи с текстами на керамике, могли наноситься и на зеркала.

Майяские зеркала изготавливались по мозаичной технологии. Тонкие пиритовые пластинки вставлялись в деревянную или каменную (как правило, сланцевую) основу таким образом, что получалась блестящая отражающая поверхность. Пластинки в археологическом контексте сохраняются редко, а вот основы известны как фигурные, так и простые. Про роль зеркал в домашнем быте майяской элиты я уже давал ссылку на видеоролик Джеймса Дойла. Они постоянно изображаются как предмет придворного обихода у царей (как, например, у царя Ик'а Сийах-Вициль?-Чан-К'авиля) или у нецарской знати (вспомним нашего любимого квартального начальника Наханаль-К'инича).

Вот такая сланцевая основа для зеркала была найдена при раскопках на памятнике Топоште (Петен, Гватемала) в 1993 г. в Погребении 49 (фото проекта "Эпиграфический атлас Петена", 2016; с разрешения DEMOPRE, Ministerio de Cultura y Deportes, Guatemala).

6

Надпись большая и сложная. Ее первая часть понятна - сообщается о том, как было сделано зеркало и кому оно принадлежало.

(A) 'a-'AL/'AY-ya (B) K'AL-ja (C) ji-chi (D) yu-xu (E) lu-li (F) 'u-ne-na (G) CHAK-ch'o-ko (H) ke-KELEM (I) TI'-NAH-hi (J) BALAM (K) ba (L) ka-ba

'alay / 'aya[l] k'ahlaj-ich y-uxulil 'u-ne'n chakch'ok kele'm Ti' Naah Bahlam bakab

"Вот так была представлена, мол, резьба зеркала юноши, сильного юноши Ти-Нах-Балама, бакаба".

Владелец зеркала хоть и не носил пышных царских титулов и эпитетов, а назван просто "юноша" и "сильный юноша" (то есть был, очевидно, царским прислужником и воином), но не остался безымянным. Его звали Ти-Нах-Балам, и, судя по качеству надписи, на него работал очень высоко квалифицированный мастер.

Вторая часть надписи, хоть и читается без проблем, пока слабо поддается переводу.

(M) NAH-hi-la (N) ni-wa-na (O) 5-ya-YATIK+ki (P) CHUWAJ-ji (Q) ni-bi (R) 1-ku-ma-xa-wa (S) TE'-ni-bi (T) TOK'-ni-bi

naahil ni-wan Ho' Yatik Chuwaajnib ju'nuk maxaw Te'nib Too'k'nib

Тут упомянуто место, связанное с одной из ипостасей так называемого "Бога-Ягуара подземного мира" по имени Хо-Йатик-Чуваах ("Пятицветковый Чуваах"), а также появляется дифразизм Te'nib Too'k'nib (тоже вроде бы место, связанное с копьями и кремнями). Что-то явно мифологическое.

Другое известное нам зеркальце с надписью (всего 15,3 см в диаметре) происходящее из незаконных раскопок и теперь хранящееся в Библиотеке Конгресса США (коллекция Дж. Кислака), принадлежало царевичу Ваом-Ч'ену, сыну канульского царя Йаш-Йопата, жившему во второй половине VI в. Тест на нем просто сообщает, что это "зеркало юного Ваом-Ч'ена, владыки Кануля, сына Йаш-Йопата, священного царя Кануля".



(Фото ©Justin Kerr, Kerr Associates)
Tags: майя, эпиграфика
Subscribe

  • Тульские городища. Городище Свисталово

    После долгого перерыва новый выпуск видеорассказов о тульских городищах. Это городище Свисталово (Киреевский район). Рассказывает научный сотрудник…

  • Котег культуры салинар

    Очередной пятничный котег происходит из древнеперуанской культуры салинар. Салинар - одна из культур Северного побережья Перу. В долине р. Моче она…

  • А вот кому про зубодёров древних майя

    Три года назад я писал про исследование молодого американского археолога Джоша Шнелла, который нашел на рынке в древнемайяском городе Мук'ихтун…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments