Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Categories:

Еще про шитьё и ткачество у древних майя

В комментариях к предыдущей записи возник вопрос: почему костяные иглы Иш-Йоль-Ч'ен это иглы, если они такие большие? Они действительно немаленькие: длина целых игл от 15 до 25 см, толщина 3-6 мм, а в районе ушка - до 1-1,5 см.

Челси Дакус из Музея изящных искусств в Хьюстоне в своей магистерской работе, посвящённой этим костям, предполагает, что они были инстурментами для ткацкого станка. Честно говоря, это крайне странное утверждение. Во-первых, слово puutz' во всех языках означает именно "игла" и никоим образом не связано с ткацким станком. В колониальном юкатекском "Словаре из Мотуля" уточняется, что это "игла для шитья и дырка в ткани, которая делается иглой". В словаре чольти Морана это "игла" (то есть металлическая), "костяная игла", а - "деревяння иголка". Во-вторых, зачем палочкам для ткацкого стнка заострённые концы и ушки совершенно непонятно. В-третьих, сравнение с современными ткацкими станками из Гватемалы это очень этноархеологично, но логичнее для анализа классических данных всё-таки использовать данные из кодексов. А там ткацкие инструменты выглядят совсем не так.
Богиня Чак-Чель и жена бога смерти ткут (Мадридский кодекс, страница 79).

M079

Хорошо видно, что в руках у богинь палочки с загнутыми концами без ушек, вовсе не напоминающие иглы.

На странице 102 Мадридского кодекса изображено шесть сцен ткачества с сопутствующими подписями. В одних случаях ткань свиживается с вертикального деревянного шеста или рамы (и в этом случае упоминается те или "дерево"), а в других рама расположена горизонтально (и тогда говорится, что это чуч "станок, на котором вяжут основу для своих тканей индианки"). Используются три разных термина: сийах ти те (значение неизвестно), синах у-чуч ("растянут станок для основы") и очий ти те (букв. "вошла на дереве").

M102

В этих сценах ткацкие инструменты, которые богини держат в правой руке, больше похожи на наши кости, но тоже не совсем.

Зато совсем другую картину мы видим в Дрезденском кодексе (страница 2). Жены богов держат в туках деревянные рамки овальной формы и юольште иглы с ушками, в которые вдеты сучёные нитки. Судя по соотношению с размерами тела, эти иглы имели 25-30 см в длину.



Сопровождаюющие подписи говорят, что богини "шьют" (чуй). Скорее всего, речь идет о сшивании кусков ткани, чтобы получить собственно одежду. Примечательно, что в нижней части той же страницы богини радостно демонстрируют обновки.

D2d

Сопровождающие подписи сообщают, что это "получение одежды" (букв. "юбки").
Tags: майя, эпиграфика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments