Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Categories:

Теотиуаканский Сад земных наслаждений

Что-то мы все про майя и про майя. Есть же и другие замечательные мезоамериканские общества и государства. Давно ничего не было про Теотиуакан. Напомню, что в III-V вв. это был крупнейший город всей доколумбовой Америки, да и один из крупнейших городов мира с населением 100-125 тыс. человек. А государство, центром кторго был Теотиуакан, можно считать первой мезоамериканской империей.



Одна из особенностей теотиуаканской культуры - малое число памятников монументальной скульптуры. Зато теотиуаканцы вовсю вкладывались в настенные росписи. Их сохранилось очень много (и еще больше, у сожалению, не сохранилось).

В одном из теотиуаканских жилых и административных комплексов (компаундов) Тепантитла, расположенном в 500 м к востоку от Пирамиды Солнца, в 1942 г. мексиканские археологи совершили невероятное открытие. Коплекс был украшен серией росписей, содержащих различные сюжеты, вполне ординарные для Теотиуакана (например, процессии). Однако роспись 3 в портике 2 была совершенно уникальна. Она изображала гигантскую фигуру божества (так называемая "Великая Богиня" или "Теотиуканская Женщина-Паучиха" у подножия цветущего дерева. Ниже ее располагалась сцена, изображающая множество людей в окружении цветущих растений и бабочек. Люди, судя по всему, веселятся и развлекаются. Альфонсо Касо назвал эту роспись "Земной рай Тлалока", полагая, что она изображает известный по постклассической мифологии Центральной Мексики мотив беззаботной жизни в райских кущах, где правит бог дождя Тлалок. По мнению Касо и Хорхе Ангуло, Тепантитла была местом инициаций и обучения. Карл Таубе и его ученица Дженнифер Браудер, считают Тепантитлу аналогом астекского куикакалли ("Дома Песен") - религиозной школы для молодёжи, где её учили мифам, песням и танцам. Росписи выполняли роль наглядных пособий.

Божество у подножия дерева (фото Д.Д. Беляева, 2017)

Paraiso-1


Божество у подножия дерева (реконструкция Карла Таубе)

Paraiso-1a


Теотиуаканский Сад наслаждений, центральная часть росписи (фото Д.Д. Беляева, 2017)

Paraiso-1b


Водяная Гора, из который текут райские реки и происходит жизнь (фото Д.Д. Беляева, 2017)

Paraiso-2

Еще в 1970-е гг. мексиканский ученый Хорхе Ангуло обратил внимание, что в сценах встречаются иероглифы. В конце 1990-х гг. Карл Таубе показал, что это не просто иероглифы, а прямая речь участников сцен, описывающая происходящее. Вот один из примеров. Четыре человека расположились друг за бругом, держа своей правой рукой стоящего впереди за левую. Все они разговаривают (передано завитками речи). Перед ними сидит еще один человек, который говорит "СОРОКОНОЖКА". Таубе предположил, что это люди, играющие в "сороконожку", а перед ними ведущий.

Игра в сороконожку

Игра в сороконожку-2

Таубе, а позже Браудер опознали еще несколько такого рода игр с названиями. Если интересно, то про них тоже можно написать.

Вообще теотиуаканский "рай" очень напоминает туристический курорт. Вот, например, человек идет на пляж загорать с полотенчиком (внизу течет речка, в которой плавают рыбы).

Пляж
Tags: Мезоамерика, Теотиуакан, мифология, религия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments