Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Categories:

Иероглифическая надпись майя со стадиона для игры в мяч из района Вашактуна (V в. н.э.)

Поскольку XXXII Симпозиум археологических исследований в Гватемале прошёл, все проекты доложились и у всех отчёты утверждены Институтом антропологии и истории, то теперь эпиграфические находки прошлого сезона можно не просто оглашать общественности, но и размещать картинки (в последнее время в связи с засильем адвокатов в Гватемале с этим стало довольно строго).

В июле 2017 года Региональный проект Вашактуна под руководством Милана Ковача из Братиславского университета начал тестировать карты, полученные в результате лидар-съёмки. В частности, на запад от Вашактуна, на гряде холмов, обнаружилось пять поселений со стадионами для игры в мяч. На них произвели шурфовку, и неожиданно в центре площадки стадина на поселении Буэна-Виста рабочие наткнулись на что-то каменное. При помощи археологов они расчистили место находки и обнаружили небольшой (около 50 см в диаметре) монумент.

Поскольку связи в Вашактуне нет, то в выходные, когда проект отправился отдохнуть во Флорес, Милан написал мне и спросил не может ли кто-то из нашего проекта помочь с документацией нового монумента "с иероглифами". Исходя из места находки, он предположил, что это маркер стадиона для игры в мяч, а на основе иконографии решил, что это позднеклассический или терминальный классический монумент (конец VIII - IX вв.). Я собрался и отправился в Петен. Как я туда летел, я уже писал в прошлом году.

Добравшись до Вашактуна, я с нетерпением кинулся смотреть монумент. И каково же было моё удивление, когда оказалось, что монумент никакой не поздний, а самый что ни на есть ранний - V в. н.э.! Еще больше я удивился, когда начал работать с изображением и надписью. Особую помощь в этом оказал alexander_wnk, который сделал линейную прорисовку монумента, а также прочёл многие ключевые пассажи.


Buena Vista Monument; photo by Dmitri Beliaev
Маркер со стадиона для игры в мяч из Буэна-Висты (фото Д.Д. Беляева)

Figure 2 (Buena Vista monument; drawing by Alexandre Tokovinine)
Прорисовка А. Токовинина (alexander_wnk).

На монументе изображены так называемые "Боги-гребцы" - сверхъестественные существа, которые играют довольно важную роль в мифологии майя. Они управляют каноэ, которое везёт бога маиса в мифе о его воскрешении (потому и гребцы). Судя по всему, они как-то свящаны с ночью и днём (в их именных иероглифах встречаются знаки 'AK'AB "ТЕМНОТА", "НОЧЬ" и K'IN "СОЛНЦЕ", "ДЕНЬ". К сожалению, как их зовут мы до сих пор не знаем. Дело происходит другом мире, о чем говорит как обрамляющий сцену картуш в виде четырехлистника, так и горы, на которых сидят "Боги-гребцы". Под мышкой они держат что-то округлое (Милан мечтает, чтобы это оказались мячи), а в вытянутой руке у каждого - иероглиф, обозначающий мифические места. Вообще это одно из самых ранних изображений этих персонажей в искусстве майя. Вверху сцены переплетающиеся змеи обвивают небесны свод. Из их пастей выглядывают люди - это предкки. Нижняя часть сцены вообще уникальна. Там то ли собака, то ли носуха-коати и обезьяна держат полосы, из места соединения которых разгорается огонь. Судя по иероглифу HAB "ГОД", это майяская репрезентация центральномексиканского ритуала "Нового Огня", который проводился по случаю окончани 52-летних периодов.

Но надпись оказалась ещё более удивительна. Во-первых, она не окончена. Скульпторы обработали панель для текста в центре и наметили контуры иероглифов, но всю надпись не доделали. Но гораздо большим сюрпризом стало то, что вырезали её явно не с начала, а с конца. В результате открывающая текст дата по "долгому счёту" и отсутствует. Во-вторых, в конце текста встречается "династический счёт" - номер правителя, начиная от основания. Автор надписи оказался 28 царём Вашактуна. А ведь всего за несколько лет назад мы с Сашей Сафроновым нашли на Стеле 3 из этого города упоминание о 32-м царе, который правил в начале VI в. Таким образом, у нас оказалось еще одно подтверждение глубокой древности вашактунской династии. В-третьих, в тексте упоминаются родители правителя - отец по имени Шукуб-Чан-Ак (должен быть 27 царём) и мать, именной иероглиф которой включает знак в виде небесной птицы без нижней челюсти (как она называлась мы пока не знаем). В-четвёртых, в тексте есть упоминание деда по материнской линии, который назван просто титулом. Но титул этот очень напоминает династический титул владык Тикаля Унабналь-К'инич. Если это так, то перед нами свидетельство брака между тикальским и вашактунским правящими домами где-то в конце IV в. н.э.

А самого царя, повелевшего создать монумент, звали Унен-Балам Нохоль-Винкиль ("Малыш-Ягуар Южночеловек"). И этой надписью он запечатлел освящение стадиона для игры в мяч в честь своего бога Ицам-Кокаха (он же "Главное Птичье Божество").
Tags: Гватемала, археология, майя, эпиграфика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments