Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Category:

Писцовая культура у древних майя. Чем писали?

Продолжая тему писцовой культуры у майя в классическую эпоху, поговорим о том, чем писали.

1. Инструменты для письма.

Слово tz'ihb, обозначающее в иероглифическом майя понятие письма (а также глагольный корень "писать") происходит от протомайяского корня, буквально означающего "рисовать". Это впролне ожидаемо, учитывая, что основным материалом была бумага.

По изображениям очевидно, что использовались два основных инструмента для письма. Первый это - кисточка. Например, рука с кисточкой изображена на костяной лопаточке из захоронения Хасав-Чан-К'авиля I в Тикале (ок. 734).

MT-52a_brush
Резная кость МТ-52, Погребение 116, Тикаль (Tikal Reports 27A)

По мнению А.И. Давлетшина, вот этот сосуд был расписан кисточкой.

3500
Развёртка сосуда К3500, происходящего из Башвица (Шультуна) (фото Дж. Керра; mayavase.com)

А на резной вазе с северо-запада Юкатана кисточка используется не для письма, в для раскрашивания лица.

K4022

Однако на многих изображениях писцы держат в руках тонкие заострённые палочки, не похожие на кисти. Особенно часто мы видим их в сцене, популярной на вазах, расписанных в так называемом стиле кодексов (VII-VIII вв., Северный Петен), где изображена пара небесных писцов.

1523
Развёртка сосуда К1523, выполненная в "стиле кодексов" (фото Дж. Керра; mayavase.com)

1565
Развёртка сосуда К1565, выполненная в "стиле кодексов" (фото Дж. Керра; mayavase.com)

5824
Блюдо К5824 (фото Дж. Керра; mayavase.com)

Такую же палочку держит в руке лапке и наш любимый писец-кролик.



Да и в одной из версий логограммы TZ'IHB "ПИСЬМО" рука тоже держит палочку.

TZ'IHB

Фелипе Давалос в своё время предположил, что это заострённое птичье перо. В пользу этой идеи свидетельствует и глосса из раннеколониального "Словаря из Мотуля" (cheeb "птичье перо, заострённое, чтобы писать, кисточка художника"). После того, как Эрик Боот в 1997 г.  определили это слово в иероглифических надписях (записывалось che-bu или che-'e-bu), идея про перья широко распространилась. Однако Альфонсо Лакадена нашёл другу этимологию, не менее интересную. Он предложил связать это слово с чольским chejp "бамбук (растение)" (ср. также chejboy "место, где много бамбука"). Таким образом, ИМ ch'ejb, вероятно, обозначало и кисточку и калам - тростинку или палочку для письма.

Вот и ещё одна версия логораммы TZ'IHB изображает руку, пишущую при помощи пучка тростинок.

TZ'IHB-01

Про сосуд для мытья инструментов для письма я уже как-то писал. А упоминавшийся выше сосуд в стиле Чочола с северо-западного Юкатана представлял собой хранилище для кисточек  ('u-chu-ba-la che-'e-bu, 'u-chubal che'eb) некой женщины Иш-Ви-Балам (возможно ее и разукрашивают в сцене).

4022
Развёртка сосуда К4022 (фото Дж. Керра; mayavase.com)

Известен специальный титул baah-che'jb (букв. "старшая кисть"), которым обозначались придворные мастера. По-видимому, речь идёт о старшинах артелей художников. Один из них, со странным именем Тубнах, служивший в конце VIII в. царю Пакбуля/Помомны, был захвачен в плен вместе с областеначальниками и изображён на стеле 12 из Пьедрас-Неграс.

Tubnaj
Тубнах, "старшая кисть" царя Пакбуля (Пьедрас-Неграс, Стела 12; прорисовка Д. Стюарта)

2. Чернила и краски.


Основные цвета, использовавшиеся для письма в кодексах постклассического времени (XIII-XVI вв.) - чёрный и красный (хотя для выполнения рисунков цветовая гамма была шире). Это явно общемезоамериканская традиция, поскольку у астеков сочетания in tlilli, in tlapalli (букв. "крсное и чёрное") обозначало письменность. Красный цвет в основном использовался для обозначения числа по 13-дневной неделе в датах по 260-дневному календарю или цолькину.

D15
Фрагмент страницы 15 Дрезденского кодекса (констрастно обработан для яркости) (фото Sächsische Landesbibliothek).

Анализ расписных ваз классического периода показывает, что там также основными цветами были чёрный и красный, причём красный тоже использовался для маркирования дней цолькина.

6751
Развёртка сосуда К6751 с царским списком царей Кануля; цифровые коэффициенты и картуши дней 260-дневного календаря залиты красным (фото Дж. Керра; mayavase.com)

В XVI в. чёрная краска изготавливалась из сажи дерева Exostema caribaeum, которое называлось сабакче (букв. "дерево черной краски"). Слова сибик / сибак ("сажа, чернила"), атакже сибикте / сибакте встречаются и в классический период, но чернила делались из любой сажи или угля, независимо от происхождения. Красная краска делалась на основе охры (в раннеклассическое время) и киновари (в позднеклассическое время).

Чернила хранились в специальных чернильницах, которые часто изготавливались из распиленных горизонтально раковин (впервые в изображениях на керамике их опознал Майкл Ко еще в 1970-е годы).

4010
Небесные писцы с чернильницам в руках; сосуд К4010 (фото Дж. Керра; mayavase.com)

K1185
Писец с чернильницей в левой руке (сцена с сосуда К1185; фото Дж. Керра; mayavase.com))

А вот в этой чернильнице сохранились следы красной краски


Чернильница, позднеклассический период (ок. 761) (К5339, фото Дж. Керра; mayavase.com)


Чернильница, классический период (К5343, фото Дж. Керра; mayavase.com)

Иногда вместо чернильниц из раковин делались керамические контейнеры, как, например, вот эта вещь из захоронения тикальского царя Хасав-Чан-К'авиля I (ок. 734). Судя по дырке в центре, прежде чем быть помещённой в гробницу, она была "ритуально убита".

DSC_4929a
Ваза МТ-68, Погребение 116, Тикаль (фото проекта "Эпиграфический атлас Петена", 2013)

DSC_4935a
Ваза МТ-68, Погребение 116, Тикаль (фото проекта "Эпиграфический атлас Петена", 2013)

Внутри этой керамической чернильницы записана большая логограмма SIBIK / SIBAK "ЧЕРНИЛА".

DSC_4934a
Tags: Мезоамерика, майя, эпиграфика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments