?

Log in

No account? Create an account
Новогодние барабанщики - Дмитрий Беляев [entries|archive|friends|userinfo]
Дмитрий Беляев

[ website | Месоамерика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Новогодние барабанщики [Jan. 2nd, 2019|11:21 pm]
Дмитрий Беляев
Новогодние праздники помимо исключительно поедательной, должны нести и просветительскую функцию. Я параллельно с доеданием оливье и свекольного салата еще и статью пишу про знаки для барабанов в иероглифике майя, так что совместим необходимое с весёлым.

Давайте еще раз про Новый год у древних майя. Как я уже писал три года назад, в классический период Новый год начинался в начале месяца Поп (chum Pop). За прошедшее время о том, что делали по этому случаю майя, появились новые сведения, происходящие из Саильского царства, столицей которого в древности был город Вак-Кабналь, известный ныне как археологический памятик Наранхо.

В свое время Дэвид Стюарт показал, что упоминание новогодней церемонии встречается на стеле 18 из Наранхо. В ней принимают участие некие "юноши", которых Стюарт связал с божествами четырех сторон света

NAR_St-18_New-Year
Наранхо, Стела 18, блоки H4-H7 (прорисовка Д. Стюарта)

На обнаруженной в 2016 г. стеле 46 новогодний пассаж, описывающий события 726 г. (9.14.14.7.2 1 Ик 0 Поп) обширнее и куда детальнее. Вот только детали эти добавили новых вопросов.

NAR-St-46_New-Year_01
Наранхо, Стела 46, блоки D7-C17 (прорисовка А. Токовинина)

Во-первых, если на стеле 18 говорится об установлении стелы (tz'ahpaj lakamtuun), то на стеле 46 сообщается, что какое-то непонятное действие (yoochlaj или muuchlaj) было проведено с "сердцевиной" или "пуповиной" стелы ('u-chumuk lakamtuun). Что это за "серцевина" такая совершенно непонятно. Произошло "по велению" двух чужеземных владык - царя Альтун-Ха (город в Северном Белизе) и какого-то неизвестного города.

Во-вторых, в тексте упомянуто еще одно действие (иероглиф не сохранился) для ипостаси "Бога-Ягуара Подземного мира" Чуваха (здесь он назван К'ан-Каб-Чувах). Скорее всего, это бог-покровитель насиупающего года.

И в-третьих, ритуал, записанный иероглифом, который Стюарт описал как "лапа-и-подушка" (это пережитки "школы условного чтения"). По его мнению, он обозначает занятие должности.

KUTAN-na KUTAN-na_St-18 kutanaj

Однако теперь стало ясно, что центральный элемент в этом иероглифе это никакая не подушка, а барабан.

Drum_01
Бог музыки и танцев, играющий на барабане; фрагмент сцены с раннеклассического сосуда-трипода (рис. А. Токовинина)


Кролик играет на барабане, идущие за ним ягуар и обезьяна танцуют; позднеклассический сосуд К1208 (фото Дж. Керра: www.mayavase.com)


На барабане играет броненосец, за ним танцуют кролик, олень, ягуар, лиса(?) и еще какая-то зверюга, а завершает процессию носуха с трещотками; позднеклассический сосуд К3332 (фото Дж. Керра: www.mayavase.com)

Знак этот, по-видимому, читался KUTIN, а от него образуется глагол KUTIN-na-ja, kutinaj (kutiniij), который не имеет никакого отношения к занятию должностей, а означает просто "барабанит". Таким образом, участники новогодних церемоний барабанили. Интересно, что если на стеле 18 этим занимались "юноши" (обозначение группы молодежи, включающей в себя воинов, царских прислужников и т.д.), то на стеле 46 это группа, включающая в себя неких "южных" и "северных" саильцев (т.е. каких-то знатных людей из Саильского царства). Судя по другим надписям, они связаны не только с ритуальной, но и с военной сферой. Так что это никакие не боги четырёх сторон света, а участники церемонии из числа царских людей.

Кстати, у Ланды про участие в новогодних церемониях барабанщиков сказано особо:

"Демон заставил их как средство от этих несчастий делать [изображения] четырех демонов, называемых Чи Чак Чоб, Эк' Балам Чак, Ах Канволь Каб, Ах Булук Балам, помещать их в храме, где они кадили им своими курениями и подносили им два шарика из сока или смолы дерева, которую они называют к'ик', чтобы сжечь, а также некоторых игуан, хлеб, митру, букет цветов и один из своих драгоценных камней. После этого, чтобы справить праздник, они делали во дворе большой свод из дерева и наполняли его дровами сверху и по бокам, оставив среди них проходы, чтобы можно было войти и выйти. После этого многие мужчины брали связанные пучки прутьев, очень сухих и длинных; поместившийся сверху дров певец пел и извлекал звук из своего барабана, а бывшие внизу все танцевали с большой согласованностью и благоговением ... Сделав это, они уходили пить и опьяняться, ибо этого требовал обычай праздника..." (XXXVIII. Год сознаком Кавак; перевод Ю.В. Корозова)

Жаль, что про пить и опьяняться летописцы из Вак-Кабналя подробностей не оставили.
LinkReply

Comments:
From: thagastan
2019-01-02 08:45 pm (UTC)
Эх, летописцы...
О самом интересном умолчали...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maoist
2019-01-02 08:46 pm (UTC)
Ну это в Саиле они были такие скромные, а в Мук'ихтуне, например, открыли нам всю правду!
(Reply) (Parent) (Thread)
From: thagastan
2019-01-02 08:58 pm (UTC)
Были честные люди!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elyzoner
2019-01-02 09:24 pm (UTC)
Бог музыки и танцев?
А что у него в нижней части лица - не ягуарий ли мех? И почему у него на голове нога, а из причинного места - погремушки? :))) И вообще, барабан как бы снаружи, а эта странная полуфигура ( где- то его называли акробатом) появляется из змеиной пасти.
Иконография на этом сосуде крышесносная. Вы ее целиком как новогоднюю не рассматриваете?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maoist
2019-01-03 11:22 am (UTC)
Нет, это не ягуарий мех. "Бог музыки и танцев" - это ипостась бога маиса. Ноги у него не на голове, это он располагается в так называемой "позе акробата".

Я не думаю, что все сцены с барабанами новогодние
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elyzoner
2019-01-03 05:14 pm (UTC)
Допустим, что тут есть основания считать эту дефектную фигуру танцевально-музыкальной ипостасью бога маиса с муз. инвентарем. Но почему такой эффектный выход из пасти змея?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maoist
2019-01-04 06:24 pm (UTC)
Вы на голову его посмотрите и все сомнения в его идентичности исчезнут
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elyzoner
2019-01-05 07:15 am (UTC)
У меня сомнений нет, меня тревожит, за что его так и почему тут. )) Это ведь только часть очень путанного изображения, интерпретация которого, поправте меня, если ошибаюсь, целиком не делалась.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maoist
2019-01-05 11:23 pm (UTC)
Была статья Хельмута 1988 года, но честно скажем так себе.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elyzoner
2019-01-07 08:23 am (UTC)
То есть цветочная гора не в счет?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maoist
2019-01-07 05:49 pm (UTC)
Я же написал, не "полный бред", а "так себе".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: limachko
2019-01-03 04:30 am (UTC)
Блин, как вы эти каменные рисунки разбираете. Там ведь даже китайцам с древними египтянами было бы тяжело.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maoist
2019-01-03 11:14 am (UTC)
Опыт и наработанный глаз
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: limachko
2019-01-05 02:44 pm (UTC)
А Вы про эту тему не писали? Письмена и т.д.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maoist
2019-01-05 11:20 pm (UTC)
Да я про эту тему пишу уже почитай 20 лет как ))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: limachko
2019-01-06 05:08 am (UTC)
а, блин )) я не про это. Я про сами письмена. Почему читается так, как возникло и т.д.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: polenadisto
2019-01-03 06:58 am (UTC)
А что такое митра, которую подносили вместе с игуанами и хлебом?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maoist
2019-01-03 11:15 am (UTC)
Так испанцы называли колпакообразный головной убор из бумаги, использовавшийся жрецами в ритуалах
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: polenadisto
2019-01-03 04:08 pm (UTC)
А, значит, всё-таки в честь той самой шапочки! Я просто удивился - где майя, где Митра...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: misha_makferson
2019-01-03 07:33 pm (UTC)
>ипостаси "Бога-Ягуара Подземного мира" Чуваха
Чувака? :-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: czeburek
2019-01-04 05:56 pm (UTC)
Судя по последнему рисунку современное мексиканское сомбреро ака шляпа с широченными полями - изобретение еще майя?!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maoist
2019-01-04 06:23 pm (UTC)
Это вообще популярная штука в жарких странах ;-)
(Reply) (Parent) (Thread)