Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Новогодние барабанщики

Новогодние праздники помимо исключительно поедательной, должны нести и просветительскую функцию. Я параллельно с доеданием оливье и свекольного салата еще и статью пишу про знаки для барабанов в иероглифике майя, так что совместим необходимое с весёлым.

Давайте еще раз про Новый год у древних майя. Как я уже писал три года назад, в классический период Новый год начинался в начале месяца Поп (chum Pop). За прошедшее время о том, что делали по этому случаю майя, появились новые сведения, происходящие из Саильского царства, столицей которого в древности был город Вак-Кабналь, известный ныне как археологический памятик Наранхо.

В свое время Дэвид Стюарт показал, что упоминание новогодней церемонии встречается на стеле 18 из Наранхо. В ней принимают участие некие "юноши", которых Стюарт связал с божествами четырех сторон света

NAR_St-18_New-Year
Наранхо, Стела 18, блоки H4-H7 (прорисовка Д. Стюарта)

На обнаруженной в 2016 г. стеле 46 новогодний пассаж, описывающий события 726 г. (9.14.14.7.2 1 Ик 0 Поп) обширнее и куда детальнее. Вот только детали эти добавили новых вопросов.

NAR-St-46_New-Year_01
Наранхо, Стела 46, блоки D7-C17 (прорисовка А. Токовинина)

Во-первых, если на стеле 18 говорится об установлении стелы (tz'ahpaj lakamtuun), то на стеле 46 сообщается, что какое-то непонятное действие (yoochlaj или muuchlaj) было проведено с "сердцевиной" или "пуповиной" стелы ('u-chumuk lakamtuun). Что это за "серцевина" такая совершенно непонятно. Произошло "по велению" двух чужеземных владык - царя Альтун-Ха (город в Северном Белизе) и какого-то неизвестного города.

Во-вторых, в тексте упомянуто еще одно действие (иероглиф не сохранился) для ипостаси "Бога-Ягуара Подземного мира" Чуваха (здесь он назван К'ан-Каб-Чувах). Скорее всего, это бог-покровитель насиупающего года.

И в-третьих, ритуал, записанный иероглифом, который Стюарт описал как "лапа-и-подушка" (это пережитки "школы условного чтения"). По его мнению, он обозначает занятие должности.

KUTAN-na KUTAN-na_St-18 kutanaj

Однако теперь стало ясно, что центральный элемент в этом иероглифе это никакая не подушка, а барабан.

Drum_01
Бог музыки и танцев, играющий на барабане; фрагмент сцены с раннеклассического сосуда-трипода (рис. А. Токовинина)


Кролик играет на барабане, идущие за ним ягуар и обезьяна танцуют; позднеклассический сосуд К1208 (фото Дж. Керра: www.mayavase.com)


На барабане играет броненосец, за ним танцуют кролик, олень, ягуар, лиса(?) и еще какая-то зверюга, а завершает процессию носуха с трещотками; позднеклассический сосуд К3332 (фото Дж. Керра: www.mayavase.com)

Знак этот, по-видимому, читался KUTIN, а от него образуется глагол KUTIN-na-ja, kutinaj (kutiniij), который не имеет никакого отношения к занятию должностей, а означает просто "барабанит". Таким образом, участники новогодних церемоний барабанили. Интересно, что если на стеле 18 этим занимались "юноши" (обозначение группы молодежи, включающей в себя воинов, царских прислужников и т.д.), то на стеле 46 это группа, включающая в себя неких "южных" и "северных" саильцев (т.е. каких-то знатных людей из Саильского царства). Судя по другим надписям, они связаны не только с ритуальной, но и с военной сферой. Так что это никакие не боги четырёх сторон света, а участники церемонии из числа царских людей.

Кстати, у Ланды про участие в новогодних церемониях барабанщиков сказано особо:

"Демон заставил их как средство от этих несчастий делать [изображения] четырех демонов, называемых Чи Чак Чоб, Эк' Балам Чак, Ах Канволь Каб, Ах Булук Балам, помещать их в храме, где они кадили им своими курениями и подносили им два шарика из сока или смолы дерева, которую они называют к'ик', чтобы сжечь, а также некоторых игуан, хлеб, митру, букет цветов и один из своих драгоценных камней. После этого, чтобы справить праздник, они делали во дворе большой свод из дерева и наполняли его дровами сверху и по бокам, оставив среди них проходы, чтобы можно было войти и выйти. После этого многие мужчины брали связанные пучки прутьев, очень сухих и длинных; поместившийся сверху дров певец пел и извлекал звук из своего барабана, а бывшие внизу все танцевали с большой согласованностью и благоговением ... Сделав это, они уходили пить и опьяняться, ибо этого требовал обычай праздника..." (XXXVIII. Год сознаком Кавак; перевод Ю.В. Корозова)

Жаль, что про пить и опьяняться летописцы из Вак-Кабналя подробностей не оставили.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments