Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Category:

Новогодние танцы на ходулях и музыканты-черепашисты

По случаю начавшихся святок продолжим рассказы про новогодние празднества у майя.

Диего де Ланда в "Сообщении о делах в Юкатане" так описывает новогодние церемонии в год, начинавшийся в день Мулук.

Этот год, в который буква Мулук была воскресной и царствовал Бакаб Кан Цик Наль, они считали хорошим годом, ибо говорили, что он был лучший и старший из этих богов Бакабов, и поэтому они упоминали его первым в своих молитвах. Но со всем тем, однако, демон повелел, чтобы они делали идола, называемого Яш Коках Мут, помещали его в храме, убирали прежние изображения, делали во дворе перед храмом возвышение из камня, на котором сжигали свое курение и один шарик из смолы или сока, к'ик', совершая там молитву идолу и прося у него помощи от несчастий, предстоявших в этом году, которыми были недостаток воды, изобилие отпрысков у кукурузы и тому подобное. Как средство от этого демон им повелел приносить ему в жертву белок и покров без узоров; его должны были ткать старухи, которые имели обязанность танцевать в храме, чтобы смягчить [бога] Яш Коках Мут.

Они ожидали многие другие несчастья и имели дурные приметы, хотя год был хорошим, если не делали обряды, которые установил демон. Ему нужно было устроить праздник и на нем танцевать танец на очень высоких ходулях, приносить ему в жертву головы индюков, хлеб и напитки из кукурузы. Они должны были приносить ему в жертву собак, сделанных из глины с хлебом на спине, а старухи должны были танцевать с ними в руках и приносить ему в жертву собачку, которая имела бы черную спину и была бы девственной. [Наиболее] набожные из них должны были проливать свою кровь и смазывать ею камень бога Чак Акантун. Этот обряд и жертвоприношение они считали приятными своему богу Яш Коках Мут.
(Перевод со староиспанского Ю.В. Кнорозова)

Любопытная черта церемонии - это ходули, на которых танцуют празднующие. Этнографическая точность этого элемента подтверждается сценой на странице 36 Мадридского кодекса, на которой представлены новогодние празднества в год Мулук.

M-36
Мадридский кодекс, страница 36

M-36_fr-01
Танец на ходулях

Отметим, что в более раннем Дрезденском кодексе, где тоже есть новогодний раздел, танцоров на ходулях нет. Да и в целом схема новогодних ритуалов там иная. Но совершенно неожиданно изображение музыкантов и танцора на ходулях встречается на одном полихромном сосуде позднеклассического периода.


Сцена на сосуде К8947 (фотография Дж. Керра; http://www.mayavase.com)

Сцена изображает танцевально-музыкальный коллектив при дворе одного из божеств. Дело происходит в пещере (об этом говорит обрамляющее сцену слева изображение "Живой Горы". Сам бог сидит на троне, изящно подогнув правую ногу. За ним стоит старый бог (вероятно, бог-распорядитель у Ю.В. Кнорозова), который держит в руках блюдо с ритуальными принадлежностями для кровопускания (хорошо видна "живая бумага", из которой делались полоски, на которые проливалась кровь).

Танцор на ходулях в правой руке держит щит, а в левой - некий жезл. Во избежание сомнений рядом с ходулями написано TE'-'OK, te' 'ok ("деревянные ноги", то есть ходули). За головой танцора написано то ли CHAK-'IK' (Chak 'Ik', "Красный ветер") то ли YAX-'IK' (Yax 'Ik', "Зелёный ветер"), так что это либо бог ветра либо его имперсонатор.

За танцором стоит оркестрик, состоящий только из ударных инструментов. Первый держит в руках трещотки-мараки, второй играет на большом вертикальном барабане, а у третьего в руках черепаший панцирь.

Использование черепашьих панцирей для изготовления ударных инструментов упоминает Ланда: "У них был еще инструмент из панциря целой черепахи, очищенного от мяса. По нему били ладонями рук, и звук его заунывный и печальный" (перевод Ю.В. Кнорозова). Диего Лопес де Когольюдо в своей "Истории Юкатана" (Книга II, Глава VI) сообщает, что майя в 1528 г. вышли на битву с испанцами "играя на больших панцирях черепах оленьими рогами". У майя-цоциль в середине ХХ в. черепаший панцирь считался музыкальным инструментом "Владыки земли".

K3040 turtle shell drum_foto K3040 turtle shell drum
Кролик-музыкант, играющий на черепашьем панцире (ваза К3040, фото Дж. Керра и прорисовка М. Зендера).

Turtle drummer
Бог с черепахобарабаном и оленьим рогом в руках (сосуд К731, прорисовка М. Зендера)

У астеков такие черепахобарабаны назывались айотапалкатль и на них тоже играли оленьими рогами.

Magliabeciano-72r
Музыкант-черепашист (Кодекс Мальябекки, лист 72r)

Есть еще ряд изображений мифологических оркестров схожего состава, которые происходят из региона Чамы в горной Гватемале. И везде на большом барабане играет броненосец, на черепашьем панцире - кролик, а на мараках - носуха.







То, что это распространённая структура оркестра, свидетельствуют знаменитые настеные росписи Бонампака, где изображён придворный оркестр, в который, помимо трубачей, входят три черепашиста, один барабанщик и пять трещоточников.

Bonampak Orchestra
Бонампак, Храм Росписей, фрагмент росписи Комнаты 1 (реконструкция Х. Хёрст)

Bonampak Drummers
Бонампак, Храм Росписей, фрагмент росписи Комнаты 1 (фото Д.Д. Беляева)

Интересно, что в постклассических кодексах изображения черепахобарабанов отсутствуют. Из обихода они явно не вышли, но отдельно рисовать их художники не хотели (видимо, они проходили по разряду "барабан").
Tags: Мезоамерика, антропология, астеки, майя, праздничное, эпиграфика
Subscribe

  • Содомосрач в N+1

    На N+1 на днях вышел материал-разбор "Здесь звезда не падала: что не так с гипотезой о «содомском метеорите»". По-моему это чуть ли не первый…

  • Содомосрач или метеоритосрач?

    Дискуссия о библейской метеоритной археологии получила в американской профсреде название "Пебблгейт" (Pebblegate), поскольку разоблачения…

  • Библейская метеоритная археология: критика

    В ЖЖ у Николая Горькавого (don_beaver) продолжается обсуждение статьи про библейскую метеоритную археологию. Особенно хочется выделить…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Содомосрач в N+1

    На N+1 на днях вышел материал-разбор "Здесь звезда не падала: что не так с гипотезой о «содомском метеорите»". По-моему это чуть ли не первый…

  • Содомосрач или метеоритосрач?

    Дискуссия о библейской метеоритной археологии получила в американской профсреде название "Пебблгейт" (Pebblegate), поскольку разоблачения…

  • Библейская метеоритная археология: критика

    В ЖЖ у Николая Горькавого (don_beaver) продолжается обсуждение статьи про библейскую метеоритную археологию. Особенно хочется выделить…