?

Log in

No account? Create an account
Новогодние танцы на ходулях и музыканты-черепашисты - Дмитрий Беляев [entries|archive|friends|userinfo]
Дмитрий Беляев

[ website | Месоамерика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Новогодние танцы на ходулях и музыканты-черепашисты [Jan. 8th, 2019|10:53 am]
Дмитрий Беляев
[Tags|, , , , , ]

По случаю начавшихся святок продолжим рассказы про новогодние празднества у майя.

Диего де Ланда в "Сообщении о делах в Юкатане" так описывает новогодние церемонии в год, начинавшийся в день Мулук.

Этот год, в который буква Мулук была воскресной и царствовал Бакаб Кан Цик Наль, они считали хорошим годом, ибо говорили, что он был лучший и старший из этих богов Бакабов, и поэтому они упоминали его первым в своих молитвах. Но со всем тем, однако, демон повелел, чтобы они делали идола, называемого Яш Коках Мут, помещали его в храме, убирали прежние изображения, делали во дворе перед храмом возвышение из камня, на котором сжигали свое курение и один шарик из смолы или сока, к'ик', совершая там молитву идолу и прося у него помощи от несчастий, предстоявших в этом году, которыми были недостаток воды, изобилие отпрысков у кукурузы и тому подобное. Как средство от этого демон им повелел приносить ему в жертву белок и покров без узоров; его должны были ткать старухи, которые имели обязанность танцевать в храме, чтобы смягчить [бога] Яш Коках Мут.

Они ожидали многие другие несчастья и имели дурные приметы, хотя год был хорошим, если не делали обряды, которые установил демон. Ему нужно было устроить праздник и на нем танцевать танец на очень высоких ходулях, приносить ему в жертву головы индюков, хлеб и напитки из кукурузы. Они должны были приносить ему в жертву собак, сделанных из глины с хлебом на спине, а старухи должны были танцевать с ними в руках и приносить ему в жертву собачку, которая имела бы черную спину и была бы девственной. [Наиболее] набожные из них должны были проливать свою кровь и смазывать ею камень бога Чак Акантун. Этот обряд и жертвоприношение они считали приятными своему богу Яш Коках Мут.
(Перевод со староиспанского Ю.В. Кнорозова)

Любопытная черта церемонии - это ходули, на которых танцуют празднующие. Этнографическая точность этого элемента подтверждается сценой на странице 36 Мадридского кодекса, на которой представлены новогодние празднества в год Мулук.

M-36
Мадридский кодекс, страница 36

M-36_fr-01
Танец на ходулях

Отметим, что в более раннем Дрезденском кодексе, где тоже есть новогодний раздел, танцоров на ходулях нет. Да и в целом схема новогодних ритуалов там иная. Но совершенно неожиданно изображение музыкантов и танцора на ходулях встречается на одном полихромном сосуде позднеклассического периода.


Сцена на сосуде К8947 (фотография Дж. Керра; http://www.mayavase.com)

Сцена изображает танцевально-музыкальный коллектив при дворе одного из божеств. Дело происходит в пещере (об этом говорит обрамляющее сцену слева изображение "Живой Горы". Сам бог сидит на троне, изящно подогнув правую ногу. За ним стоит старый бог (вероятно, бог-распорядитель у Ю.В. Кнорозова), который держит в руках блюдо с ритуальными принадлежностями для кровопускания (хорошо видна "живая бумага", из которой делались полоски, на которые проливалась кровь).

Танцор на ходулях в правой руке держит щит, а в левой - некий жезл. Во избежание сомнений рядом с ходулями написано TE'-'OK, te' 'ok ("деревянные ноги", то есть ходули). За головой танцора написано то ли CHAK-'IK' (Chak 'Ik', "Красный ветер") то ли YAX-'IK' (Yax 'Ik', "Зелёный ветер"), так что это либо бог ветра либо его имперсонатор.

За танцором стоит оркестрик, состоящий только из ударных инструментов. Первый держит в руках трещотки-мараки, второй играет на большом вертикальном барабане, а у третьего в руках черепаший панцирь.

Использование черепашьих панцирей для изготовления ударных инструментов упоминает Ланда: "У них был еще инструмент из панциря целой черепахи, очищенного от мяса. По нему били ладонями рук, и звук его заунывный и печальный" (перевод Ю.В. Кнорозова). Диего Лопес де Когольюдо в своей "Истории Юкатана" (Книга II, Глава VI) сообщает, что майя в 1528 г. вышли на битву с испанцами "играя на больших панцирях черепах оленьими рогами". У майя-цоциль в середине ХХ в. черепаший панцирь считался музыкальным инструментом "Владыки земли".

K3040 turtle shell drum_foto K3040 turtle shell drum
Кролик-музыкант, играющий на черепашьем панцире (ваза К3040, фото Дж. Керра и прорисовка М. Зендера).

Turtle drummer
Бог с черепахобарабаном и оленьим рогом в руках (сосуд К731, прорисовка М. Зендера)

У астеков такие черепахобарабаны назывались айотапалкатль и на них тоже играли оленьими рогами.

Magliabeciano-72r
Музыкант-черепашист (Кодекс Мальябекки, лист 72r)

Есть еще ряд изображений мифологических оркестров схожего состава, которые происходят из региона Чамы в горной Гватемале. И везде на большом барабане играет броненосец, на черепашьем панцире - кролик, а на мараках - носуха.







То, что это распространённая структура оркестра, свидетельствуют знаменитые настеные росписи Бонампака, где изображён придворный оркестр, в который, помимо трубачей, входят три черепашиста, один барабанщик и пять трещоточников.

Bonampak Orchestra
Бонампак, Храм Росписей, фрагмент росписи Комнаты 1 (реконструкция Х. Хёрст)

Bonampak Drummers
Бонампак, Храм Росписей, фрагмент росписи Комнаты 1 (фото Д.Д. Беляева)

Интересно, что в постклассических кодексах изображения черепахобарабанов отсутствуют. Из обихода они явно не вышли, но отдельно рисовать их художники не хотели (видимо, они проходили по разряду "барабан").
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: v_zamiatin
2019-01-10 08:17 pm (UTC)
Добрый вечер.
Скажите, пожалуйста, а почему такая разница в технике исполнения рисунков ? Разные мезоамериканские цивилизации ?
На фресках Бонампак, Храм росписей, персонажи нарисованы в достаточно привычной нашему взгляду технике. Можно сказать, вполне европейская фреска по изображению персонажей, сюжета.
А вот на остальных очень своеобразная техника изображения персонажей - традиционная, мезоамериканская.

Фрески Бонампак чем-то напоминают искусство Шумера. Штандарт из Ура.

Edited at 2019-01-10 08:27 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maoist
2019-01-10 09:04 pm (UTC)
Разные культуры, разные времена, разные школы
(Reply) (Parent) (Thread)