Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Category:

Самая страшная картинка на тему древнемайяских котегов

И вновь любимая многими тема пятничных котегов.

Как вы думаете, за какую картинку общественность больше всего ненавидит художников журнала National Geographic?

Конечно же за эту!

Jaguar Sacrifice

Она была опубликована в октябрьском номере журнала за 1989 год. На ней мракобесы-жрецы приносят в жертву ягулярчега. Причем делают это на так называемом Алтаре Q - одном из важнейших монументов Копана эпохи правления Йаш-Пасах-Чан-Йопата (763 - ок. 822).


Алтарь Q (прорисовка Линды Шили)

Стороны алтаря изображают 16 царей Копана, начиная с К'инич-Йаш-К'ук'-Мо, основавшего династию в 426 г. Они сидят на своих именных иероглифах, у каждого на голове - теотиуаканский головной убор-тюрбан.

Altar-Q_west

Altar-Q_north

Altar-Q_east

Altar-Q_south

У К'инич-Йаш-К'ук'-Мо именной иероглиф вписан в головной убор

К'инич-Йаш-К'ук'-Мо

Надпись на вершине алтаря описывает историю основания копанской династии в первой половине V в. и связывает её с правлением Йаш-Пасах-Чан-Йопата в последней четверти VIII в.

В сентябре 426 г. К'ук'-Мо-Ахав, который, как мы теперь знаем, был царевичем из Хушвица (Караколь), получил к'авиль - символ царской власти - в Винтенахе. Винтенах - один из древних топонимов, связанных с Теотиуаканом, который был столицей величайшей мезоамериканской державы того времени. Получение к'авиля, видимо, означало получение от теотиуаканского "царя царей" Хац'ом-Куя инвеституры на основание нового царства. Через три дня он, уже приняв царское имя К'инич-Йаш-К'ук'-Мо, отправился из Теотиуакана в долину Мотагуа. Путь на юго-восточную окраину Мезоамерики занял целых пять месяцев. Прибытие владыки в его новую столицу описывается не просто как путешествие, а как сакральный процесс. Оно завершилось когда "остановился к'авиль, западный "царь царей", вместе с ним он (К'инич-Йаш-К'ук'-Мо) прибыл в Хушвинтик". Под к'авилем в данном случае, видимо, подразумевается статуя божества, а царь только её сопровождает.  Хушвинтик - древнее название города, известного нам сейчас как Копан.

После того, как прошло приблизительно 17 катунов (20-летних периодов) после основания царства и династии, царь Йаш-Пасах-Чан-Йопат проводит ритуалы в честь своего великого предка. Сначала по случаю окончания первого пятилетия внутри катуна в 775 г. был освящен сам алтарь. Судя по тексту, он располагался "над К'инич-Йаш-К'ук'-Мо" (y-ahk'o['l] K'ihnich Yax K'uk' Mo'), вероятно, обозначая место его захоронения. Вскоре после этого, в начале 776 г. правитель установил некий деревянный объект, названный te'-k'o' / te'-k'oj (может быть деревянное изображение / маска?).

Altar Q, top
Надпись на вершине Алтаря Q (прорисовка Дэвида Стюарта)

Так что, несмотря на общепринятое обозначение, Алтарь Q на самом деле вовсе не алтарь-жертвенник. И крайне маловероятно, что на этой славной династической истории резали котегов, даже самые что ни на есть Кровавые Изуверы-Жрецы. Но тем не менее, эта картинка всё-таки не просто плод извращенных фантазий художника Тома Холла. Это художественная реконструкция на основе археологических находок 1980-х гг., которые недавно вновь получили подтверждение. Про это я напишу отдельно.
Tags: археология, история, майя, пятничные котеги, эпиграфика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments