Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Category:

Спасти родные кости

Один из шедевров позднеклассической монументальной скульптуры майя - Алтарь 5 из Тикаля. Алтарь был парным к стеле 16, установленной в 711 г. по повелению царя Хасав-Чан-К'авиля I (682-734).

TIK, Alt. 5

TIK, Alt. 5a

Между прочим, главное содержание надписи - это спасательная экспедиция. В 691 г. дочка царя Масуля была выдана замуж за правителя Чак-...наля - города на острове на озере Йашха (ныне известен как Топоште). Там в это время сидел некий Ч'ок-К'инич, происходивший из тикальской династии. Тогда они все были вассалами канульского великого царя Йукном-Йич'ак-К'ак'а.

В 695 г. после разгрома канульской армии Хасав-Чан-К'авилем вся эта компания, видимо, дружно перебежала на сторону Тикаля. В 703 г. царевна умерла и была спокойно похоронена. Но в 710 г. новый грозный противник Тикаля - саильский царь К'ак'-Тилив-Чан-Чаак - обрушился на царство Йашха, захватил его столицу, вырыл кости прежних царей и "выбросил на острове". Такое мародерство, очевидно, напугало всех окружающих владык. Остров Топоште расположен практически напротив Йашхи, а что могло прийти в голову саильскому правителю, знать не мог никто. Поэтому Чан-Сак-Вайис (видимо, родич покойной) отправился в Чак-...наль, вскрыл гробницу царевны и через 3 дня торжественно привез их в Тикаль.

В центре алтаря и изображено как Чан-Сак-Вайис и, вероятно, тикальский повелитель собственной персоной проводят ритуал над спасёнными останками ('u-baak-jol, "её кости и череп").

Фото - проект "Эпиграфический атлас Петена" (2013), прорисовка Филиппа Галеева.

Детальный разбор надписи см: Галеев, Ф.С. Анализ текста Алтаря 5 из Тикаля // Вопросы эпиграфики. Вып. 6. М., 2012. С. 185–202.
Tags: история, майя, эпиграфика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments