?

Log in

No account? Create an account
Из старого: "Apocalypto" Мела Гибсона и древние майя - Дмитрий Беляев [entries|archive|friends|userinfo]
Дмитрий Беляев

[ website | Месоамерика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Из старого: "Apocalypto" Мела Гибсона и древние майя [Oct. 17th, 2011|03:08 pm]
Дмитрий Беляев
[Tags|, ]

По предложению ibicvs решил вытащить с форума "Мезоамерики.Ру" старые впечатления по поводу "Apocalypto" Мела Гибсона.

17 декабря 2006 года костяк российской мезоамериканистики в лице Д.Д. Беляева, А.И. Давлетшина и А.В. Сафронова сходил-таки на пресловутый "Апокалипто". Вкратце поделюсь впечатлениями.

Мы получиили заряд бодрости на весь день. Дружный смех, раздававшийся в месте нашей дислокации, беспокоил немногочисленных зрителей, и в конце концов нам даже сделали замечание.

Нельзя не признать, что фильм прозвучал. Ежели уж мы собрались на него и пошли, значит пиар сработал.

Общий замысел. Не вызывает ничего кроме законного удивления. Что это за дикари такие живут в двух днях пути от столицы? Про город ничего не слыхали, податей не платят, на общественные работы не ходят, жертвы не приносят, жрецов не содержат. Вообще вся эта деревня один в один списана с Амазонии.

Антураж. Представляет собой дикую эклектичную смесь всех возможных стилей и эпох. Городская площадь в целом копирует Тикаль, есть скульптурные фрагменты копанского стиля. Фриз главного храма - ужасающая смесь стиля Пуук (с многоуровневыми масками Чаака по углам) и чего-то теотиуаканоидного (здоровый фас Тлалока посередине). Дорог нет и народ плетется по колдобинам.

Крайне забавляет особое внимание к изготовлению штука (минут 5 потрачено на эту сцену). Сразу понятно чем занимался научный консультант доктор Хансен - впаривал Гибсону, что Эль-Мирадор погиб, так как все деревья извели на изготовление штука.

Язык. Пожалуй, самый большой прикол. Язык действительно майя - современный юкатекский. Судя по сайту фильма, тексты надиктовывали двое индейцев - Иларио Чи и Мириам Тун. Оба из Кинтана-Роо и оба учились в Технологическом институте Фелипе Каррильо Пуэрто. Так что никаких специалистов по классическому юкатекскому.

В начале фильма всем актерам (кроме однорукого дедушки из Текоха) язык даётся крайне трудно. Глоттализованных согласных от простых отличить нельзя, глоттальных смычек не слышно. К концу народ разговорился (сколько дублей сделано!), старательно выговаривает глоттализованные и пытается изобразить восходящий тон. Все равно, однако, лучше всех (и в результате понятнее всех) говорит семилетняя больная девочка-прорицательница, цитирующая Чилам-Балам в современном пересказе. Как сказал А.И. Давлетшин, "Я б девочку записал и отцифровал, чтобы людям показывать как надо правильно говорить". [Как выяснилось позднее, девочка аутентичная, не говорила по-испански]

Большой конфуз - это имена. Они по большей части надиктованы Хансеном либо взяты из "Леса царей" Шили и Фрейделя. В результате "клички" иероглифов типа "Лапа Ягуара", "Кременевое Небо", "Загнутое Рыло", "Лист Какао" были переведены на юкатекский и стали самостоятельным бредом. Другое "майяское имя" - "Десять Пекари". Как известно, с цифрами используются календарные имена, но дня "Пекари" в календаре майя не было.

Но веселее всего с терминами родства. В современном языке они стали аналогами европейских. Поэтому 'al это "сын" вообще. Но вот в классическом юкатекском, равно как и в иероглифическом майя, это означало "сын по отношению к женщине" (ДмРж). Соответственно, когда папа главного героя и главный вражеский воин говорят своим детям 'inwal они автоматически заявляют, что они сами - женщины. Об этом же четко заявляет и главный герой, крича врагам, что он 'uyal папашки своего героицкого.

Одежда, вооружение. Прически уже обсуждались. На голове у жреца типичный раннеклассический тюрбан, взятый из Копана, также с личиной Тлалока.

Оружие по большей части не мезоамериканское, а амазонское или полинезийское. Ни одного нормально сделанного макауитля (не говоря уж о тепостопилли). Хлопковые панцири отсутствуют как факт, воины бегают по лесам с голыми жопами. Майя не стреляли отравленными стрелками из сербатаны, а использовали глиняные шарики.

Стрелковые упражнения на стадионе для игры в мяч выглядят очень забавно. А массовая свалка из тел рядом с городом - верный источник всяческих заболеваний. Понятно почему в городе эпидемия.

Сцены мочилова в джунглях явно навеяны "Хищником", а прикиды некоторых воинов навевают воспоминания о том, с чего начался боевой путь камрада Гибсона - о "Безумном Максе".

Addenda А.В. Сафронова

Абсолютно недостоверный ландшафт. Все, что показано в фильме: дождевые джунгли, заоблачные горы, скалы, полноводные горные реки, и даже мега-водопад, все это на Юкатане, отсутствует напрочь. Джунгли были лишь во внутренних районах (граница Кампече и Кинтан-Роо) и то к началу 16 в. очень не много. Мега-фишка Юкатана - сеноты, показаны в единственном числе в виде глухой ямы в которую попали жена и сын главного героя. Сенот не может так быстро заполняться водой, более, того, он вообще не может заполняться водой, если в нем изначально нет воды, поскольку имеет массу мелких ответвлений, тоннелей, пещер, связывающих его с более обширной системой подземных пустот. Я понимаю, что снимали в Веракрусе, но хоть бы на Юкатан повнимательнее посмотрели.

И почему пленников привязывали к бамбуковым жердям! Откуда они там вообще взялись!!!



В дополнение - обсуждение у Полковника Хантера примерно того же времени. Наглядно демонстрирует воздействие гибсонятины на неподготовленные умы.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: maj_buzzard
2011-10-17 11:36 am (UTC)
> решил вытащить с форума "Мезоамерики.Ру" старые впечатления по поводу "Apocalypto" Мела Гибсона

- О. Сам недавно хотел это сделать (всплыло в одном разговоре), но не нашёл. Думал, удалено.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: misha_makferson
2011-10-17 11:42 am (UTC)
Насчет "классического юкатекского". А откуда известно как он звучал? Иероглифы ведь звучание не передают? Или я чего то не понимаю?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maoist
2011-10-17 11:52 am (UTC)
"Класический юкатекский" это не иероглифический майя. Это язык колониального периода, зафиксированный в словарях XVI-XVII вв.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ahiin
2011-10-17 12:43 pm (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gerundist
2011-10-17 12:53 pm (UTC)
Интересно, но фильм хороший. Я не отношусь к тем людям, которые считают, что в фильме должно быть всё правдоподобно. На то оно и художественное искусство, нельзя же по фильму Гибсона учить историю Центральной Америки
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maoist
2011-10-17 12:59 pm (UTC)
Вот, о чем и разговор.

Это, как и предшествующее творение, рекламировалось не как художественное искусство, а как аутентичный исторический фильм. Консультанты мол, язык, натурные съемки и прочая ерунда. Отсюда и столь подробные комментарии специалистов. Никто же не собирается последнего "Индиану Джонса" критиковать за неправдоподобие.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gerundist
2011-10-17 01:06 pm (UTC)
Извините, мне казалось, что он и не претендовал на аутентизм. Оказывается, казалось.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cranequinier
2011-10-17 03:57 pm (UTC)
Мне Апокалипто не понравился - по-моему он попсовый и тупой. Но. Если вспомнить, какие именно фильмы удается протащить на массовый экран в качестве исторических - может быть это даже и правильный фильм. Вопрос, видимо, ставится так: или вот это вот говно, или вообще ничего совсем.

Braveheart примерно соответствует Апокалипте по уровню тупости и попсовости, и тем не менее это, видимо, самый лучший исторический фильм всех времен и народов, какой только увидел массовый зритель. А немассовых исторических фильмов пока что быть не может, потому что их слишком дорого делать. Т.е. надо расслабиться и получать удовольствие.

Может быть лет через 20 появятся single-авторские качественно-исторические фильмы, целиком синтезированные фотореалистично в процессоре сотового телефона автора. И то скорее всего нет - по той же причине, по которой не бывает качественно-исторических книг: ученые и писатели это разные люди.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: uxus
2011-10-17 06:41 pm (UTC)
Да что Вы всё съ мелочами какими-то... у нихъ тамъ затменiе аккуратъ на полнолунiе пришлось :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maoist
2011-10-17 07:53 pm (UTC)
Ну я ж не астроном :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: antihydrogen
2011-10-18 05:20 pm (UTC)
Нибиру пролетело
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: torvard
2011-10-17 07:43 pm (UTC)
На счёт джунглей вблизи (относительной) города - такого на Юкатане не могло быть в принципе?
Просто в других частях планеты подобное соседство вроде бы встречалось.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maoist
2011-10-17 08:01 pm (UTC)
Тут важны не сами джунгли, а наличие в них какой-то непонятной дикой деревни.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pingback_bot
2012-02-08 07:37 pm (UTC)

Пока опять не потерял. Ув.maoist про "Apocalypto" Гибсона.

User numer140466 referenced to your post from Пока опять не потерял. Ув.maoist про "Apocalypto" Гибсона. saying: [...] Источник. [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maroci
2012-04-10 12:38 pm (UTC)
Мне фильмы дяди Гибсона нравятся, но назвать их историческими, я думаю, можно только под очень сильной дурью.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: d_orlov
2016-11-20 12:02 pm (UTC)
упер!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2016-11-20 12:02 pm (UTC)

Из старого: "Apocalypto" Мела Гибсона и древние майя

Пользователь d_orlov сослался на вашу запись в своей записи «Из старого: "Apocalypto" Мела Гибсона и древние майя» в контексте: [...] Оригинал взят у в Из старого: "Apocalypto" Мела Гибсона и древние майя [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2016-11-22 07:36 am (UTC)

Из старого: "Apocalypto" Мела Гибсона и древние майя

Пользователь turan01 сослался на вашу запись в своей записи «Из старого: "Apocalypto" Мела Гибсона и древние майя» в контексте: [...] Оригинал взят у в Из старого: "Apocalypto" Мела Гибсона и древние майя [...]
(Reply) (Thread)