?

Log in

No account? Create an account
Дмитрий Беляев [entries|archive|friends|userinfo]
Дмитрий Беляев

[ website | Месоамерика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Древние майя: Total War [Aug. 6th, 2019|11:13 am]
Дмитрий Беляев
[Tags|, , , ]

Нет, эта запись вовсе не про так любимую многими поклонниками серию компютерных игр. А про настоящую тотальную войну у древних майя.

Пока я ухитрился по возвращении в эту нашу Москву простудиться и заболеть, в Nature Human Behavior вышла статья "Palaeoenvironmental, epigraphic and archaeological evidence of total warfare among the Classic Maya", один из авторов которой - мой давний друг, коллега и соавтор alexander_wnk. Она посвящена войне между Саильским царством (со столицей на месте археологического памятника Наранхо) и соседним с ним царством Балам-Холь (со столицей на месте археологического памятника Вицна), которая произошла в 697 г. В мае этого года саильские войска, которыми формально командовал кто-то из полководцев 4-летнего царя К'ак'-Тилив-Чан-Чаака (а точнее мамы его воинственной), напали на город Балам-Холь и сожгли его. По этому поводу на Стеле 22 из Наранхо была высечена запись 'u-2-PAT-li PUL-yi BAHLAM-JOL, 'u-cha'-paatil puluuy Bahlam Jo'l, "второй раз был сожжён Балам-Холь".

Witzna-03
Сообщение о сожжении Балам-Холя в 697 г., фрагмент надписи на стороне Стелы 22 из Наранхо

NAR_St22a
Стела 22 из Наранхо, сообщающая о победах в 690-е гг., в том числе над Балам-Холем (Национальный музей археологии и этнографии Гватемалы, фотография проекта "Эпиграфический атлас Петена")

Казалось бы: чего тут удивительного? Всем известно, что древние майя постоянно на кого-нибудь набегали и грабили корованы. Но вот и не совсем так. В иероглифических текстах майя очень много всяких разных глаголов, обозначающих военные действия. Пожалуй, больше, чем каких-либо других. И по этому поводу среди большого числа исследователей сложилось впечатление, что разнообразие это чисто метафорическое. Мол, произошло какое-то столкновение непонятного характера, а майяские писцы потом сидели и придумывали, чтобы такое красивое про него написать. Ну или вообще все это упоминания ритуальных событий (я как-то уже поминал такой доклад одной английской аспирантки). С одной стороны, это все пережитки старых идей, что цивилизация майя она была вся такая особенная, что нам нашим рациональным европейским умом её не понять, и письменность у них не письменность и война не война... Кстати, в последнее время эта тема переживает неожиданный подъём в связи с новомодным трендом на "деколонизацию" майянистики. Другая причина - это пережитки "школы условного чтения", когда тексты не читались, а обозначались. Посему все "военные события" по сути равнозначны, поскольку раньше мы их чтения не знали (теперь, правда, знаем, но это не всегда помогает). Ну и вообще всяких порядочный археолог понимает, что все эти надписи сплошная пропаганда и верить им нельзя, а войны у майя были чисто ритуальные или набеговые.

И вот археологи под руководством Франсиско Эстрады нашли городище Вицна. На котором, с одной стороны, стелы, где говорится, что это древний город Балам-Холь, а с другой стороны, который в конце VII в. сожгли так, что в лежащем в 2 км озерце отложился угольный слой аж в 3 см! В городском центре были сожжены все основные здания, включая храмы и царский дворец, а в округе жизнь после этого едва-едва теплилась (что видно по резкому сокращению свидетельств антропогенной эрозии в донных отложениях). Небось и население угнали куда-нибудь на восток, в долину Белиза, подальше от родных земель. Чтобы те крепили оборону трудом.

Witzna-01

Witzna-02
Микро- и макрочастицы угля в донных отложениях озера Лагуна-Эк'Нааб (фото Лисанны Андерсон, http://www.nationalgeographic.com)


Лидар-карта центральной части Вицны (карта Археологического проекта Хольмуль)

Жизнь в древнем Балам-Холе вновь наладилась лишь во второй половине VIII в., когда Саильское царство, в свою очередь, потерпело поражение от Тикаля, и все подчинённые им государства быстренько разбежались. Тогда баламхольцы вновь понастроили себе дворцов, пирамид, укреплений и воздвигли стелы.

Интересно, что по сообщению стелы 22, в 697 г. Балам-Холь сжигали уже во второй раз. Это тоже согласуется с реконструкциями палеоландшафтологов, которые говорят, что Вицна горела еще три раза. Какие-то из этих пожаров могли быть природными, а вот один точно был результатом более ранней войны.

В общем, помимо того, что работа была проделана классная всей командой, данная статья говорит, что если на клетке со скелетом большого животного написано "Слон", историкам и археологам не надо сразу думать про релятивизм знания и ассимметричный дуализм языковых знаков и т.п. А сначала всё-таки надо проверить не было ли там и вправду слона.

Ну и конечно же поздравляем alexander_wnk с крутой публикацией.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: lj_frank_bot
2019-08-06 08:15 am (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: История.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: Максим Стюфляєв
2019-08-06 08:29 am (UTC)
Да, это одно из самых потрясающих открытий последних лет. Александру в очередной раз поздравления, а Вам, Дмитрий, скорейшего выздоровления!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tetrikov
2019-08-06 12:48 pm (UTC)
интересно, спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexander_wnk
2019-08-06 03:21 pm (UTC)
А Диме огромное спасибо за новые отличные фотки стелы 22, на основе которых я сделал новую прорись для статьи. Ну и конечно за комментарии и идеи, поскольку это исследование мы обсуждаем уже три года!

Главным "ритуалистом" неожиданно оказался Такеши. Он конечно говорит, что вовсе не так все это, но его почему-то очень увлекает идея "правильной войны", кризис которой приводит к атакам вроде разрушения Агватеки. Я даже начинаю подозревать, что анонимным рецензентом статьи, с которым мы бодались целый год был именно он (хотя стиль мне больше напоминал Брасвелла). Элизабет Грэм тоже была среди рецензентов и тоже не в восторге от нашей работы, поскольку она только 4 года назад публиковала статью, где она с соавторами утверждала, что обилие наконечников для тяжелых ручных копий а не для дротиков, указывает, что война у майя состояла из рукопашных поединков для взятия пленников (хотя я до сих пор не очень представляю, почему именно копья тогда стали основным типом оружия). Испанцы в Горной Гватемале, кстати, описывали боевые построения вроде фаланги. Что до того факта, что в искусстве акцент на индивидуальных поединках между знатью, то фриз Парфенона, например, тоже не лучший источник по греческим боевым построениям.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxnechitaylov
2019-08-07 07:47 am (UTC)
>где она с соавторами утверждала, что обилие наконечников для тяжелых ручных копий а не для дротиков, указывает, что война у майя состояла из рукопашных поединков для взятия пленников

Откуда она такой бредятины набралась?! Стесняюсь спросить у столь одухотворенной дамы, как тогда воевали древние греки и люди европейского Средневековья?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ampelios
2019-08-06 05:24 pm (UTC)

Круто! Неужелт все раньше верили, что война одна сатана?

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maoist
2019-08-06 05:31 pm (UTC)
Было время, когда значительная часть исследователей считала, что у майя войн не было вообще, а это была мирная теократическая цивилизация. Не верили в это лишь советские марксисты, про которых в то время в мире майянистики никто не знал
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: lvqcl
2019-08-06 07:48 pm (UTC)
War. War never changes.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: nash0l
2019-08-06 07:49 pm (UTC)
Да, здорово, поздравляем
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: elyzoner
2019-08-07 01:46 am (UTC)
Но метафоры для обозначения "боевых действий" и сопряженного все-таки были?
Вот в сопроводиловке к заканчивающейся выставке в Британской библиотеке пишут (по Прагеру, видимо):

>>Pusilha is one of several ancient Maya sites with a large number of texts relating to warfare between different Maya cities. Stela D in particular contains several metaphors that are warfare-related: k’asay lakam tun ('the stela got broken'), jubuy u tok’ u pakal ('was downed the flint and the shield') and k’ik’iy ('blood was shed').<<

Что тут в самом деле метафора, а что - нет?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexander_wnk
2019-08-07 04:35 am (UTC)
А кто-то разве говорил, что совсем не было метафор? Это вы создаете выдуманный аргумент, чтобы с ним потом спорить. "Поверглись его щит и кремень" вполне себе буквальное утверждение. Можно конечно говорить, что щит и кремень это метонимия войска, а повержение это метафора поражения, но фраза вполне себе наглядна как образ врага, бросающего оружие. Заранее предполагаю, что вы будете и тут спорить, и не намереваюсь продолжать эту дискуссию. Наша статья была о другом: сказали, что сожгли, и действительно сожгли. Совсем сожгли. Без метафор.

А что до цитируемого текста в Британской Библиотеке, то он вполне себе отражает парадигму - сплошные метафоры и ритуалы. Именно поэтому статью приняли в Nature Human Behavior - не просто хорошие данные и методология, но предпосылки для смены парадигмы о характере военных действий у древних майя и того как мы интерпретируем доступные нам геологические, археологические, и эпиграфические данные.

Edited at 2019-08-07 04:42 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elyzoner
2019-08-07 11:47 am (UTC)
Если между строк не читать, а ограничиться лишь написанным, то первый вопрос - это скорее просьба назвать выражения, которые несомненно можно считать риторическими эквивалентами военных лексем (в пандан к дорогим сердцу горам/озерам)). Стилистику вроде никто пока не отменял.
Цитата из свежего, только подтверждающая сказанное и ДД, и вами, заодно демонстрирует и необходимость разбираться в тропах, потому что там заявленных метафор нет. Я не считаю, что "поверглись его щит и кремень" вполне себе буквальное утверждение", но если для вас это не троп, то и ладушки.

Edited at 2019-08-07 11:54 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: maoist
2019-08-07 10:25 am (UTC)
Про стелы я вообще не считаю, что это метафора. Как по мне совершенно нормальное описание в военном контексте. То есть, конечно, слово k'asay может означать не непосредственно "ломание", а повреждение вообще, но уж как раз повреждения стел у майя практиковались по полной программе. То же само и про "пролитие крови". Чего тут метафорического? Я, правда, совершенно не уверен, что тут перевод правильный

Но были, конечно, и метафоры. Любимое нами всеми witziij 'ujolil naahbaj 'uch'ch'el "нагромоздились горы черепов и пролились озера крови" это, безусловно, метафора. Совершенно не призываю искать следы гор из черепов в данном случае
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maxnechitaylov
2019-08-07 10:55 am (UTC)
Пхе, по сравнению со всякими ассирийскими анналами - слабаки!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: alexander_wnk
2019-08-07 02:13 pm (UTC)
Сломанных стел тоже хватает. Суфрикайские разломаны на три части каждая. И куски потом растащили по площади. В Вицне стелы 3 и 4 пожгли и разломали на несколько кусков. Верх стелы 4 мы так и не нашли. Стелу 46 в Наранхо однозначно разбили на три больших куска и несколько фрагментов. И растащили. Третий кусок пока не нашли. Причём на памятнике хорошо видно, что долбили какими молотками. Эррозии на поверхности почти нет, а вот намеренного ущерба хватает.

Edited at 2019-08-07 02:15 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)