Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Category:

8 затонувшых городов: Что можно случайно обнаружить в материале "Арзамаса"

Вторая половина августа и начало сентября оказались крайне обильны на новые примеры журналистского креатива на тему доколумбовой Мезоамерики. Причем этот креатив разного характера от модели "Слышал звон..." до модели "Своим умом сам до всего дошел". В итоге я решил свои придирки свести воедино здесь.

Начнем, пожалуй, с креатива от историка архитектуры и урбаниста Ксении Аксельрод "8 затонувших городов" на портале "Арзамас", каковой портал известный и сам по себе очень даже неплохой. Можно вспомнить, например, отличный курс про америндские мифологии от Юрия Евгеньевича Берёзкина, где я тоже чего-то комментировал. Материалу этому уже вообще-то 3 года (вышел в июле 2016), так что казалось бы чего копья ломать, но он неожиданно оказался опубликован в ленте "Арзамаса" ВКонтакте 2 сентября и попался на глаза.

Итак, под пунктом 4 в списке Ксении Аксельрод значится Самабах, Гватемала.

В 1998 году на дне озера Атитлан в Гватемале был обнаружен затопленный город, возраст которого превышает 2500 лет. Исследователи считают, что Самабах — священный город майя, место, где небо и земля соединяются пуповиной и откуда можно войти в подземный мир.

Древний Самабах находился на острове в центре озера. Судя по найденным алтарям, жертвенникам и курильницам, город представлял собой огромное святилище — вероятно, самое крупное в истории ранних майя. Надписи на жертвенных сосудах показывают, что место было названо в честь индейца-рыбака, который впервые наткнулся на остров. «Абах» на киче — древнем языке майя — означает «камень»; «Сам» — имя нашедшего остров.

Раскопки на берегах озера подтвердили, что еще до строительства Самабаха у подножия трех вулканов были индейские города. Похоже, индейцы майя поселились на Атитлане намного раньше, чем в юкатанских джунглях или в крупнейшей метрополии Эль-Мирадор.

Самабах оказался на дне озера примерно 1700 лет назад из-за извержения соседнего вулкана. Застывшая лава перекрыла оттоки воды на дне озера, и его уровень стремительно поднялся на 20 метров. Артефактов, описывающих катастрофу, пока не найдено, но, судя по индейской мифологии, гибель священного города только закрепила его репутацию ворот в загробный мир. А озеро Атитлан до сих пор остается местом паломничества потомков майя.


Первый абзац именно этого текста был размещен в посте ВКонтакте и именно он привлек моё внимание. И именно в нём количество ошибок просто зашкаливаеющее. По сути дела верно лишь, что есть такой памятник Самабах, что он расположен под водами озера Атитлан в Гватемале.

Во-первых, Самабах был открыт не в 1998, а в 1996 году.

Во-вторых, его возраст отнюдь не превышает 2500 лет: на настоящий момент памятник датируется II в. до н.э. - III в. н.э.

В-третьих, это вовсе не "огромное святилище ... самое крупное в истории ранних майя", а средних размеров (около 16 га) центр с небольшим ритуально-административным ядром (ок. 1500 кв. км) и жилой и хозяйственной зоной. На Гватемальском нагорье и в предгорьях известно довольно много центров куда крупнее Самабаха (Каминальхуйю, Абах-Такалик, Чокола и др.).

В-четвертых, в Самабахе не обнаружено никаких "надписей на жертвенных сосудах". В позднеформативной горной Гватемале на керамике вообще не писали. Само название памятника вовсе не древнее, а современное, данное археологами в честь открывшего его Роберто Самайоа. Оно состоит из первого слога его фамили Сам- плюс кичеанского слова "абах" ("камень"). Ну и сам Роберто вовсе никакой не индеец-рыбак, а зажиточный бизнесмен, любитель дайвинга и древней истории и археологии совей страны.

В-пятых, никаких индейских городов "до строительства Самабаха у подножия трёх вулканов" не существовало, а археологи обнаружили остатки различного рода деревень среднеформативной и начала позднефыормативной фаз (VI-III вв. до н.э.). Зачем авторка приплела сюда Эль-Мирадор тоже не очень понятно. Самабах ни по площади (16 га против 10-15 кв. км), ни по объёму строительства (небольшие платформы против 70-метрового пирамидального комплекса Данта), ни по каким другим параметрам не сравним с этим гигантским городским центром.

Ну и напоследок, гибель Самабаха никоим образом не "закрепила его репутацию ворот в загробный мир", поскольку про подобную его репутацию мы не имеем ни малейшего представления. Вообще до того, как Роберто Самайоа решил понырять за древними артефактами и обнаружил на дне следы руины, никто про Самабах ничего не знал. Справедливости ради следует отметить, что про этот момент Ксения Аксельрод не выдумала сама, а переиначила гипотезу гватемальского археолога Сони Медрано, что наводнение, покончившее с Самабахом, настолько впечатлило майя, что они придумали миф о Шибальбе - подземном мире. Высосано это всё абсолютно из пальца, и чего вдруг произошло с вроде вменяемой исследовательницей я не знаю, но она эти идейки озвучила в фильме National Geographic, после чего они бодро разошлись по всему интернету. При этом в своих нормальных публикациях Медрано ничего про прообраз Шибапльбы, естественно, не пишет.

На фоне креатива про Самабах следующий материал про Кечулу смотриться просто цветочками. Ну считает Ксения Аксельрод, что церковь, выстроенная по приказу Лас Касаса, называлась "Сан-Сантьяго" (Сантьяго он и так Святой Иаков, так зачем же его еще раз святить?). Еще она полагает, что "Новые законы" - это "своего рода кодекс колонизатора" (это какбе просто законы). Так, мелочёвка.
Tags: СМИ, брюзжание, история, майя, научно-популярное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments