У майя было несколько категорий духовых инструментов. Прежде всего это различные свистульки-окарины, очень часто фигурные (антропо- и зооморфные). Во-вторых, это флейты. И в-третьих различные категории труб. Как писал Диего де Ланда, "У них были трубы (trompetas), длинные и тонкие, из полого дерева, с длинными и кривыми тыквами на конце... У них были свистки (chiflatos) из берцовых костей оленей и больших раковин и флейты (flautas) из тростника. На этих инструментах аккомпанировали танцорам" (перевод Ю.В. Кнорозова). Вот на одном таком инструменте - трубах из раковин - мы остановимся подробнее.
Ланда называет инструменты, изготовленные из больших раковин "свистки". Однако издаваемый ими звук далёк от свиста - это полноценное дудение. У нас в центре долгое время хранилась такая труба, и alexander_wnk благодаря своему пионерскому прошлому корниста издавал из нее такие звуки, что однажды на них прибежал наш нынешний ректор (а тогда директор Историко-архивного) Александр Борисович Безбородов. Про переезде на Миусскую с Никольской раковина, увы, пропала (((
Вот на cтраничке Музея Университета Пеннсильвании Джон Буркхальтер показывает как играть на раковинной трубе.
Раковинные трубы довольно часто появляются на майяской керамике классического периода. Интересно, что они не входят в стандартный набор оркестра, а изображаются в ряде контекстов.
Во-первых, это очень популярный на керамике "стиля кодексов" миф о Старом Оленьем Боге Хук-Сипе, который появляется из пасти змея и дудит в раковину. Его характерные черты - оленьи уши и рога.
Ваза в "стиле кодексов", К531 (Северная Гватемала, VII-VIII вв.; фото Джастина Керра; www.mayavase.com)
Ваза в "стиле кодексов", К556 (Северная Гватемала, VII-VIII вв.; фото Джастина Керра; www.mayavase.com)
Когда Старый Олений Бог изображён без своего транспортного змея, он всё равно с раковиной.
Полихромная ваза , К6508 (фото Джастина Керра; www.mayavase.com)
Резная ваза стиля Чочола, К4336 (Северо-Западный Юкатан, VIII-IX вв.; фото Джастина Керра; www.mayavase.com)
Во-вторых, с раковиной изображают скелетообразных демонических духов-спутников подземного мира Укув-Чамая и еще одного.
Ваза в "стиле кодексов", К771 (Северная Гватемала, VII-VIII вв.; фото Джастина Керра; www.mayavase.com)
Полихромная ваза из Пачана (Эль-Соц'), К4922 (Северная Гватемала, VII-VIII вв.; фото Джастина Керра; www.mayavase.com)
Третий контекст - это сцены охоты. Причём охотники могут быть как мифическими, так и вполне реальными.
Один из "оленьих людей" с охотничьим оружием и добычей. Расписное блюдо, К9260 (позднеклассический период, VI-VIII вв.; фото Джастина Керра; www.mayavase.com)
Сцена из мифа о близнецах, один из которых дует в раковину. Полихромная ваза, К 2785 (позднеклассический период, VI-VIII вв.; фото Джастина Керра; www.mayavase.com)
Охотники тащат здоровенных оленей и дуют в раковины. Полихромная ваза, К808 (позднеклассический период, VI-VIII вв.; фото Джастина Керра; www.mayavase.com)
Особенно живописна (хотя и грубовата и без текстов) вот эта ваза, изображающая успешное изображение с добычей. Обратите внимание, что это не только олени, но и броненосец и еще какие-то мелкие зверьки типа агути или тепескуинтле.
Еще один контекст - это жертвоприношение пленников. В этом случае в трубы дуют специальные военные музыканты, у которых тело раскрашено в полоску как у зебры или в крапинку как у жирафа.
Полихромная ваза, К8738 (позднеклассический период, VI-VIII вв.; фото Джастина Керра; www.mayavase.com)
Полихромная ваза, К1082 (позднеклассический период, VI-VIII вв.; фото Джастина Керра; www.mayavase.com)
Также раковинные трубы присутствуют и в сценах игры в мяч.
Полихромная ваза, К1871 (позднеклассический период, VI-VIII вв.; фото Джастина Керра; www.mayavase.com)
Полихромная ваза, К3814 (позднеклассический период, VI-VIII вв.; фото Джастина Керра; www.mayavase.com)