Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Category:

Опоссумы в письменности и искусстве древних майя

В одном из недавних комментариев я пообещал ЖЖ-юзеру fatangryopossum написать про его ник в иконографии и иероглифике древних майя. Так что выполняю обещанное.

Вообще тема опоссумов у меня в журнале одна из самых животрепещущих (см.  "Меня навестил опоссум (Почти по Лаэртскому)", "Опоссум-то неосторожен!", "Свежие новости из мира опоссумов", "Продолжая про опоссумов", "Жаркое из опоссума", "Символические опоссумы"). Но вот относительно до недавнего времени с опоссумами в иероглифике майя было негусто.

Opossum Mam-01

Самый известный древнемайяский опоссум (точнее аж четыре штуки) были изображены на новогодних страницах постклассического Дрезденского кодекса (Д54-57). На них изображен четыре бога-опоссума (Ю.В. Кнорозов обозначал их как "боги-распорядители"), названные мам ("дедушка"), которые приходят с четырех сторон света.

D56 (27)
Страница Д56 (27) Дрезденского кодекса (Саксонская земельная библиотека).

Opossum Mam
Желтый бог-опоссум, который приходит с юга (страница Д56).

Еще упоминания какого-то опоссумовидного божества встречаются в нескольких разделах Дрезденского кодекса, в частности в таблицах лунных затмений. Правда не факт, что это именно опоссум, поскольку в классический период у нас известно божество Ицам-Сабин, то есть "Ицамная Ласка".

Opossum in Lunar Itzam Sabiin
Именной иероглиф со страницы Д30 и имя божества Ицам-Сабин из Храма XVI в Паленке.

Что касается классического периода, то какое-то время считалось, что опоссума может изображать знак десятого дня месяца-двадцатидневки. Накануне испанского завоевания на Юкатане он назывался <Oc>, и некоторые полагали, что он мог иметь чтение Och и изображать опоссума.



Однако при дальнейшем разъяснении стало понятно, что это не опоссум, а койот (особенно учитывая, что 10-й день в месяце науа это Itzcuintli или "Собака"). Зубы у этой твари тоже не опоссумовые. К тому же опоссум звучит как ooch в юкатекских языках, а в чоланских (а именно на основе одного из этих языков был создан иероглифический майя) он должен был быть 'uch.

И вот в середине 2000-х гг. стал известен сосуд из одной частной коллекции. Он изображает двор небесного владыки Ицам-Кокаха (древнее имя бога, которго позднее мы знаем как Ицамну). Анализ изображений и надписей на этом сосуде в 2008 г. опубликовал наш покойный голландский коллега Эрик Бут. И одна из фигур на этом сосуде оказалась таки настоящим опоссумом.

Вот он этот коварный тип гражданской наружности!

Opossum Scribe-01

Перед ним написано K'IN-ni ya-sa 'u-chu, K'in Yas 'Uch, "Солнечноясый Опоссум" (к сожалению, что же у него солнечное мы так и не знаем, поскольку слово yas непереведено). Из общей сцены на сосуде ясно, что К'ин-Йас-Уч служил писцом при дворе Небесного Владыки вместе с четырьмя обезьянами Чуэнами, койотом по имени К'ин-Йас-Ок и грифом-учетчиком по имени Ус. В руках опоссум держит футляр с иероглифической книгой. Примечательно, что судя по положения у подножия трона, койот, опоссум и гриф принадлежали к "внутреннему кругу" придворных Небесного Владыки.
Tags: животные, майя, мифология, религия, эпиграфика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments