Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Category:

3D-реконструкции городов древних майя: Паленке, Храм Солнца

Завершая виртуальное путешествие по "Группе Крестов", посмотрим на "Храм Солнца". Это единственный храм, условное название которого хоть как-то связано с древним.

Вид на Группу Крестов с северо-запада



На этой реконструкции "Храм Солнца" расположен в правой части рисунка, мы видим его заднюю сторону.


Реконструкция "Храма Солнца"



Основание храма не очень высокое; его следует считать скорее не пирамидой, а платформой. Как и у других храмов, его кровля украшена так называемым кровельным гребнем, придающим постройке дополнительную высоту. Фасады крыши и кровельный гребень в древности были обильно украшены рельефами, хотя на этой реконструкции рельефы очень условные.

"Храм Солнца" в конце XIX в. (фотография А. Моудсли)

TS_Maudslay

"Храм Солнца" в настоящее время (2011)

DSC_0450а

План "Храма Солнца" (по А. Моудсли)

TS_Ground plan

Разрез "Храма Солнца" (по А. Моудсли)

TS_Section-CD

Древнее название "Храма Солнца" - Болон-К'ак'-...-Виц К'инич-Паскаб". Храм на его вершине был пибнахом ("темаскалем" или "паровой баней" третьего божества "Паленкской Триады". Это была местная ипостась солнечного божества К'инич-Ахау. Лики этого божества украшали фризы еще в конце XIX в.

Фризы на фасадах "Храма Солнца" (по А. Моудсли)

TS_Friezes

Поднимаясь по лестнице, посетитель проходил через центральный портал и попадал ко входу внутреннего святилища. Панели, обрамлявшие центральный вход, были разрушены в XVIII-XIX вв., и части иероглифического текста пропали.

Вот так увидел панели в 1787 г. испанский художник Игнасио Армендарис

TS_Armendariz

А вот так в 1834-1836 гг. граф и авантюрист Жан-Фредерик Вальдек

TS_Waldeck

Внутреннее святилище, как и в случае с "Храмом Креста" и "Храмом Лиственного Креста" было украшено панелью с изображением церемонии. На ней вновь представлен Кан-Балам II (684-702) в своей детской (слева) и взрослой (справа) ипостасях.

Коллаж из изображений на главной панели и на косяках храма (прорисовка Л. Шили; источник - сайт FAMSI)



Однако теперь в центре сцены не священные деревья, а символы военной силы и власти - щит с изображением Ик'-Чуваха (так называемого "Бога-Ягуара Подземного Мира") и скрещенные копья.

Символы военной власти царя на главной панели "Храма Солнца" (прорисовка Л. Шили; источник - сайт FAMSI)



Сцену традиционно для "Группы Крестов" обрамляет длинный иероглифический текст, рассказывающий о (пере)рождении солнечного бога в 2360 г. до н.э. У него какое-то безумно длинное имя К'инич-Тах-Вай К'ин-Тан-К'евель Ц'ац'-Нах Сак-Бак-Нах-Чапат Атин К'ак'-Ти-Мин К'инич-...-Ахау.  После этого повествование приходит в исторические времена; упоминается инициационный ритуал царя К'ан-Хой-Читама I (529-565), имевший место в 496 г., а также события конца VII в., когда Кан-Балам II освятил храмы "Группы Крестов".

Центральная панель внутреннего святилища "Храма Солнца" (прорисовка Л. Шили; источник - сайт FAMSI)



Краткое резюме надписи на альфардах (наклонных панелях по бокам лестницы) начинается с рождения солнечного бога и заканчивается церемонией в "Храме Солнца", приуроченной к окончанию 13-го календарного двадцатилетия в 692 г.

Иероглифический текст на альфардах  "Храма Солнца" (прорисовка Л. Шили; источник - сайт FAMSI)



Tags: археология, майя, мифология, религия, эпиграфика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments