Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Categories:

Пятничный котег культуры Паракас

Объявленный после страшной трагедии в сельве мораторий на пятничных котегов прекращается.

Керамический котег из Музея Метрополитен (Нью-Йорк). Культура Паракас (IV-II вв. до н.э.)







Культура Паракас (статья Ю.Е. Берёзкина из Большой Российской энциклопедии)

ПАРА́КАС (Paracas; на ке­чуа «при­не­сён­ный вет­ром пе­сок» ли­бо «ве­тер, не­су­щий пе­сок»), ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра ок. 8 в. до н. э. – пер­вых ве­ков н. э. на по­бе­режье совр. Пе­ру (регион Ика). От­кры­та Х. С. Те­льо в 1925, про­вед­шим с Т. Ме­хия Ксес­пе рас­коп­ки по­гре­бе­ний на пус­тын­ном п-ове Па­ра­кас. Те­льо вы­де­лил 2 хро­но­ло­гич. ва­ри­ан­та – П. ка­вер­нас (П. к.; под исп. cavernas – «пе­щер­ный» под­ра­зу­ме­ва­лось «шах­то­вых мо­гил») и П. нек­ро­по­лис (П. н.; исп. necropolis – пред­став­лен­ный нек­ро­по­ля­ми, здесь – скле­па­ми).

П. к. в до­ли­не Ика (юж­нее п-ова Па­ра­кас) но­сит назв. Оку­ка­хе (Ocucaje). Ско­рее все­го, имен­но здесь на­хо­дил­ся центр куль­ту­ры, по­се­ле­ния из­вест­ны ещё юж­нее – в не­ко­то­рых рай­онах до­ли­ны На­ска. На п-ове Па­ра­кас П. к. пред­став­лен «шах­то­вы­ми мо­ги­ла­ми»: ка­ме­ра (диа­метр 3–4 м, выс. 1–1,5 м) – на глу­би­не ок. 3 м; к ней шла вер­ти­каль­ная шах­та, вы­ход из ко­то­рой из­нут­ри ук­ре­п­лён кам­ня­ми. В ка­ме­ре – до 55 ес­те­ст­вен­но му­ми­фи­ци­ро­ван­ных тел в си­дя­чем скор­чен­ном по­ло­же­нии; те­ло свя­за­но ве­рёв­ка­ми, за­вёр­ну­то в тка­ни, по­ме­ще­но в кор­зи­ну или на свёр­ну­тые ци­нов­ки; всё это за­клю­чено в ме­шок-ко­кон из тка­ней. Ха­рак­тер­на кли­но­вид­ная де­фор­ма­ция че­ре­па. Из гра­би­тель­ских рас­ко­пок (ве­ро­ят­но, в до­ли­не Ика) про­ис­хо­дят ке­ра­мич. мас­ки.

П. н. ряд ис­сле­до­ва­те­лей оп­ре­де­ля­ют как са­мо­сто­ят. куль­ту­ру То­па­ра (Topa­rá), др. ар­хео­ло­ги по­ла­га­ют, что То­па­ра при­бли­зи­тель­но с 150 до н. э. со­су­ще­ст­во­ва­ла с П. н. и по­сте­пен­но за­мес­ти­ла её в до­ли­не Пис­ко и на п-ове Па­ра­кас. По­гре­бе­ния на п-ове Па­ра­кас и в до­ли­не Ика да­ти­ру­ют в пре­де­лах 150 до н. э. – 250 н. э. Мн. ти­пы ве­щей и ико­но­гра­фич. мо­ти­вов сход­ны с куль­ту­рой На­с­ка, по­это­му ряд ком­плек­сов или на­хо­док не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли на­зы­ва­ют «про­то-На­ска». При рас­коп­ках мо­гиль­ни­ка Уа­ри-Ка­ян (п-ов Па­ра­кас) вскры­ты пря­мо­уголь­ные по­ме­ще­ния (со сте­на­ми из об­ма­зан­ных гли­ной не­об­ра­бо­тан­ных кам­ней), ис­поль­зо­ван­ные для со­вер­ше­ния за­упо­кой­ных об­ря­дов и как скле­пы. В них най­де­ны те­ла по­жи­лых муж­чин (по-ви­ди­мо­му, при­над­ле­жав­ших эли­те, что под­чёр­ки­ва­ют мно­го­чис­лен­ность цен­ных тка­ней и др. на­ход­ки), си­дя­щих ли­цом на се­вер. В П. при­ме­нялись ис­кусств. му­ми­фи­ци­ка­ция, неск. ви­дов де­фор­ма­ции че­ре­пов, есть сле­ды ран и при­жиз­нен­ной тре­па­на­ции. Встре­ча­ют­ся го­лов­ные ук­ра­ше­ния из тон­ко­го зо­ло­то­го лис­та, об­си­диа­но­вые но­жи, де­рев. копье­ме­тал­ки, ко­пья с об­си­диа­но­вы­ми на­ко­неч­ни­ка­ми.

Ке­ра­ми­ка П. тон­ко­стен­ная, хо­ро­ше­го об­жи­га. В П. н. при­ме­нял­ся бе­лый и крас­ный ан­гоб. Есть мис­ки, со­су­ды с ша­ро­вид­ным ту­ло­вом, с ту­ло­вом в фор­ме пло­да или жи­вот­но­го. Руч­ка-мос­тик мог­ла со­еди­нять 2 уз­ких ци­лин­д­рич. гор­лыш­ка; та­кое гор­лыш­ко или не­по­сред­ст­вен­но ту­ло­во – с гор­лыш­ком в ви­де го­ло­вы че­ло­ве­ка или жи­вот­но­го, в ко­то­ром мог на­хо­дить­ся сви­сток (са­мые ран­ние в Ан­дах со­су­ды по­доб­но­го ти­па). Изо­бра­же­ния (в осн. ми­фич. су­ществ) вы­де­ле­ны про­чер­чи­ва­ни­ем, по­сле об­жи­га по­кры­ты рос­пи­сью (крас­ный, жёл­тый, ко­рич­не­вый, чёр­ный и не­ус­той­чи­вый бе­лый пиг­мен­ты). Бы­ва­ет не­га­тив­ная рос­пись с про­сты­ми гео­мет­рич. эле­мен­та­ми. Со­хра­нив­шие­ся тка­ни из хлоп­ка и шер­сти по плот­но­сти тка­нья уни­каль­ны для Древ­не­го ми­ра. В ран­них ико­но­гра­фич. сти­лях изо­бра­же­ния бо­лее уг­ло­ва­ты, пре­об­ла­да­ют крас­ный и чёр­ный цве­та; в позд­них, со­от­но­си­мых с про­то-На­ска, кон­ту­ры фи­гур ок­руг­лые, гос­под­ству­ет бо­лее бо­га­тая па­лит­ра и т. д.

Круп­ней­шие по­се­ле­ния П. – Ани­мас-Аль­тас и Пе­нья-де-Ка­хау­а­на (в до­ли­не Ика) пло­ща­дью до 100 га, с ис­кусств. плат­фор­ма­ми из адо­бов (бул­ко­об­раз­ных сыр­цо­вых кир­пи­чей). Ста­цио­нар­ные по­строй­ки П. – со сте­на­ми из об­ма­зан­ных гли­ной пруть­ев, ре­же из адо­бов. Из­вест­ны ос­тат­ки керамич. фри­за с по­ли­хром­ны­ми изо­бра­же­ния­ми ан­тро­по­морф­ных фи­гур. Фи­гу­ры в ви­де зоо­ан­тро­по­морф­ных су­ществ на по­лот­ни­щах из Брук­лин­ско­го му­зея и Эт­но­гра­фич. му­зея в Гё­те­бор­ге рас­смат­ри­ва­ют как свя­зан­ные с ка­лен­дар­ной сим­во­ли­кой. Су­дя по изо­бра­же­ни­ям ми­фич. пер­со­на­жей, до­бы­ва­ние го­лов-тро­фе­ев свя­за­но с об­ря­да­ми, на­прав­лен­ны­ми на уве­ли­че­ние уро­жая. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва – оа­зис­ное зем­ле­де­лие и мор. ры­бо­лов­ст­во; бы­ла из­вест­на ла­ма. Ок. 300 до н. э. в П. по­яв­ля­ют­ся гео­гли­фы, известные и в куль­ту­ре На­ска.

На ран­нем эта­пе П. к. (Оку­ха­ке) ис­пы­ты­вал влия­ние бо­лее се­вер­ной куль­ту­ры Ча­вин. В сер. 1-го тыс. до н. э. на ке­ра­ми­ке и тка­нях по­яв­ля­ют­ся изо­бра­же­ния «гла­за­сто­го су­ще­ст­ва», от го­ло­вы и те­ла ко­то­ро­го от­хо­дят змее­вид­ные от­рост­ки, за­кан­чи­ваю­щие­ся го­ло­ва­ми-тро­фея­ми. Ис­точ­ник это­го об­раза мог на­хо­дить­ся на Бо­ли­вий­ском плос­ко­го­рье. Ок. 1 в. до н. э. на­ча­лась экс­пан­сия То­па­ра к югу. В ре­зуль­та­те син­те­за этой тра­ди­ции и П. к. в до­ли­нах Ика и На­ска скла­ды­ва­ет­ся куль­ту­ра На­ска. В пер­вых сто­ле­ти­ях н. э. пре­кра­ща­ют­ся за­хо­ро­не­ния на п-ове Па­ра­кас.
Tags: Южная Америка, археология, животные, пятничные котеги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments