Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Табак у древних майя

Информационные ленты полны сообщений о том, что исследователи нашли следы древнемайяского табака. Первоисточник - новость на сайте Политехнического института Ренселлера.

Дмитрий Загоревский из Центра биотехнологических и междисциплинарных исследований и Дженнифер Ньюман, которая пишет диссертацию в Университете Олбани, предприняли анализ остатков из невымытой глиняной фляжечки позднеклассического периода из коллекции Дж. Кислака, которая в настоящий момент хранится в Библиотеке Конгресса США.



Анализ, проведенный двумя спектрометрическими методами – газово-хроматографическим и жидкостно-хроматографическим – показал наличие следов никотина. Следовательно, в ней хранился табак.

Майянисты это и так знали, поскольку, как показал в свое время Д. Стюарт, на бутылочке написано ’u-ma-ya, ’u-may, «его табак». Но все-таки стопроцентной уверенности в этом не было, поскольку в колониальном юкатекском «Словаре из Мотуля» и в колониальном цельтальском словаре Доминго де Ара было указано, что may это «порошок из перца чили или табака». Так что вероятность того, что там был молотый перец, исключать было нельзя.


Такого рода бутылочек в коллекции Кислака немало. Некоторые из них расписные, а другие – резные. Формы тоже бывают разные: есть типа фляжек, а есть квадратные бутылочки.





Встречаются они и в других частных коллекциях. Примечательно, что они обозначаются специфическим термином y-otoot (буквально «его дом», то есть «контейнер»). Один прекрасный пример каллиграфии VIII в., происходящий, по-видимому, из Северо-Восточного Петена, сообщает, что это yo-to-ti ’u-MAY-ya ’a-ku MO’-o, y-otoot ’u-may ’Ahku[’l] Mo’, «табакерка Акуль-Мо».



Нерешенным остается вопрос каким образом майя этот табак потребляли. Был ли это смешанный с мелом жевательный табак или нюхательный? Томпсон в свое время отрицал существование практики нюхания табака у майя, к нему присоединились и авторы “Memory of Bones”. Однако, как указал Саймон Мартин, на сцене на росписях с калакмульского рынка покупатель табак втягивает в нос, а продавец (’aj-may) его достает лопаточкой из горшка.



Так что весьма вероятно, что майя знали оба способа.

Но табаком еще и лечили, о чем сообщают колониальные источники. Как указывает Стюарт, именно этот момент изображен на одном из классических сосудов, где человек достает из горшка, на котором написано ma-ya, черный порошок и намазывает им спину большущей, почти с него ростом, жабы.



Подпись около сцены описывает процесс: la-ba tu-pa-ti wi-WINAAK-ki, laba[l] tu-paat winaak, "[табак] намазан на спине Винака". Причем Винак (букв. "человек") это на самом деле жаба, поскольку ее голова (и даже полнофигурная форма) - лицевая форма знака WINAAK / WINAL "20-ДНЕВНЫЙ МЕСЯЦ". Приболела, наверное, жабка.
Tags: майя, эпиграфика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments