Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Category:

"Я кабан и выгляжу на все сто!" или Еще один древнемайяский пекари

Свинотема постепенно сворачивается, но все равно находятся какие-то интересные фрагменты. Вспомнил я про такой вот раннеклассический сосуд с крышкой.

Этот сосуд был найден в богатом царском захоронении, обнаруженном американскими и гватемальскими археологами под руководством Эдвина Романа в Эль-Соце (северная Гватемала), древней столице петенского царства Пачан. Погребение 9, находившееся под Зд. F8-1 в группе "Эль-Дьябло", судя по всему, принадлежало родоначальнику царской династии и принадлежит к характерной для древних майя категории "захоронений основателей". Его закладка ознаменовала перенос ритуальной и политической активности из Эль-Пальмара - ранней резиденции местных правителей - в Эль-Соц. Произошло это в начале IV в., а само захоронение было заложено ок. 340 г. "К сожалению, - всегда почеркивает Стивен Хаустон, - ни одного иероглифа".

Сосуд 22 был поставлен в юго-восточном углу погребения, у ног покойного. Это был довольно большой (31 см в диаметре) полихромный сосуд (тип Эль-Соц полихромный, покрытый крышкой.


Сосуд 22 из Погребения 9 в момент расчистки (фото Артуро Годоя, археологический проект Эль-Соц)

Само тело сосуда было довольно типичным для раннеклассической керамики - большая миска (то, что в Мезоамерике часто называется касуэла) с мощным утолщением у основания.


Тело сосуда 22 из Погребения 9 (фото Хорхе Переса де Лары, археологический проект Эль-Соц)

А вот крышка была необычной, так как была украшена фигурой пекари. Фигурная голова дополнялась росписью на кршке, изображающей тело. Судя по торчащим из пасти клыкам, это местный пекари-секач или "пекач".


Крышка сосуда 22 из Погребения 9 (фото Хорхе Переса де Лары, археологический проект Эль-Соц)

Пекари словно распластался по крышке сосуда. Его голова одновременно служила ручкой для крышки. Этот сюжет довольно популярен для раннеклассической керамики (если подобные изображения ягуаров и крокодилов).


Крышка сосуда 22 из Погребения 9 (фото Хорхе Переса де Лары, прорисовка Каллисты Анджелофф; археологический проект Эль-Соц)

На макушке нарисован завиток, который по мнению Стивена Хаустона, передает идею вонючего запаха, свойственного и пекари. Аналогичный завиток нарисован на головах пекари, в виде которых оформлены ножки резного раннеклассического сосуда из Даллаского музея изящных искусств.




Особенно умиляет тщательно проработанный здоровенный пятачок. А какие томные глазки! Не кабанчик, а милашка! Сразу же свпоминается бодрая песня "Я кабан и выгляжу на все сто!", которую главный герой поет дуэтом вместе с чудовищным кабаном в книге-игре Гарри Гаррисона "Стань Стальной Крысой!"


Деталь головы пекари с крышки сосуда 22 из Погребения 9 (фото Хорхе Переса де Лары; археологический проект Эль-Соц)
Tags: Гватемала, археология, животные, майя
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments