Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Categories:

Пятничный котег культуры Рекуай из Южной Америки

Про зверя Рекуай (иногда именуемого "лунным котом") у нас уже было, а теперь пора глянуть на настоящих рекуайских котегов.

Вот такой роскошный зооморфный сосуд хранится в Кливлендском музее искусств. Он изображает улыбающегося во весь зубастый рот кошачьего хищника (есть чем улыбнуться!).

Зооморфный сосуд в виде кошачьего хищника (размеры 20,3 x 10,1 x 15,2 см) (The Charlotte Ekker and Charlotte Van der Veer Memorial Fund 2009.9)













На голове у которого примостилась не менее улыбчивая и зубастая коатимунди (кольцехвостая или южноамериканская коати).



Судя по всему, это сцена из какого-то рекуайского мифа.

Культура Рекуай существовала в горном Перу в I-VII вв. в бассейне р. Санта, в своем горном течении идущей параллельно перуанскому побережью (так называемый Кальехон-де-Уайлас). Рекуайские вождества (разной степени сложности) возникли примерно в то же время, что и вождества мочика на побережье, т.е. в первых веках нашей эры. В VII в. н.э. культура оказалась включена в империю Уари с центром в долине Аякучо.

Для рекуай характерны массивные сооружения из обработанного камня (комплекс Пашаш на севере ареала культуры), каменная скульптура, раскрашенные ткани и керамика с изображениями антропо- и зооморфных персонажей. Набор подобных персонажей невелик. Часто изображаются головы-трофеи, клюющие их стервятники, воины, персонаж с двумя ягуарами или птицами по сторонам, круглая личина с отростками. Золота в погребениях нет, среди медных изделий — булавки с головками в виде тех же мифологических персонажей, что и на керамике. На юге ареала рекуай крупнейшим известным архитектурным комплексом является Чинчауас, но он был основан в VII в. н.э., так что постройки относятся лишь к самому концу существования рекуай, а в основном уже к эпохе господства Уари.

Система поселений рекуай изучена не очень хорошо. В Пашаш исследован небольшой храм, сооруженный по случаю погребения знатной женщины. Помимо костных останков и совершенно истлевших тканей, погребальный инвентарь включал десятки декорированных керамических сосудов, каменных чаш и медных булавок. Парадная керамика была сделана на гончарном круге — уникальный случай для Нового Света. Это техническое приспособление явно рассматривалось как способ увеличить ценность изделий, а не облегчить их производство. Что касается обработанного камня, то в Пашаш обнаружены лишь плиты поперечником 40–60 см с рельефными изображениями. Южнее, в Кальехон-де-Уайлас, встречаются блоки шириной более 1,5 м с рельефными изображениям, а также полнофигурные статуи. Однако крупной монументальной скульптуры, транспортировка которой требует усилий многих десятков людей, в культуре рекуай нет (по Березкин Ю.Е. Между общиной и государством. Среднемасштабные общества Нуклеарной Америки и Передней Азии в исторической динамике. СПб.: МАЭ РАН, 2013).
Tags: Южная Америка, археология, мифология, музеи, пятничные котеги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments