Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Category:

Пуритане колониальной Америки (С. Исаев, 29.05.2020)

29 мая 2020 г. на онлайн-заседании Американского семинара МАЭ, ИЭА и СПбИИ РАН с докладом «Пуритане колониальной Америки: разновидности течений пуританства» выступил Сергей Исаев (заведующий Отделом всеобщей истории Санкт-Петербургского Института истории РАН).

Аннотация доклада

«Пуританами» в Англии 1560-х гг стали называть тех служителей и членов Церкви Англии, кто придерживался кальвинистского богословия и считал необходимым «очистить» Церковь Англии от того, что они считали остатками римского католичества. Под «очищением» понималась отмена епископального строя, отказ от использования в церкви каких бы то ни было изображений и роскошных облачений. В литургии, при сохранении таинств, центральное место должна была занять проповедь – догматически строго кальвинистская и с выраженными этическими акцентами. Пуритане в 1620-х гг. установили контроль над парламентом Англии, а во время революции 1640-х гг. ненадолго также над церковью и страной.

Пуритане составляли преобладающее большинство среди первых поселенцев колоний Новой Англии: Нового Плимута, Массачусетса, Коннектикута и Нью-Хэйвена. Казалось бы, успехи Долгого парламента в борьбе с королём Карлом I должны были их радовать. Но на самом деле американские пуритане готовились в 1647–1648 гг. к вооружённому отпору англо-шотландским пуританам, если бы те попытались навязать Америке свою модель церковного устройства.

Дело в том, что пуританство было очень неоднородно. Все пуритане считали очень важным вопрос о правильном – «библейском» – церковном устройстве, но отвечали на него по-разному. Преобладающим в Америке был взгляд, что церковь должна представлять собой «горизонтальный» или «сетевой» союз конгрегаций, без какой бы то ни было властной вертикали (конгрегационализм). Преобладающим в Шотландии – взгляд, что церковь одного государства должна представлять собой единую централизованную организацию во главе с коллегиальным органом, члены которого избираются служителями при участии мирян (пресвитерианство). «Отцы-пилигримы» Нового Плимута представляли специфическую сектантскую разновидность конгрегационализма, за которой закрепилось наименование сепаратизм. Захват англичанами Новых Нидерландов (1664, окончательно в 1674 г.), которые были превращены в колонию Нью-Йорк, включил в единое в Новой Англией религиозное пространство голландских реформатов. Их не принято причислять к пуританам, хотя придерживались они той же, что и все пуритане, кальвинистской догматики, потому что их церковь была организована на пресвитерианских принципах и обладала этническим своеобразием. В докладе история этих трёх или четырёх течений пуританства в Америке прослежена до 1776 г.

Tags: Северная Америка, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments