Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Categories:

Жертвенные котеги из Копана

В прошлом году я разместил вызвавший бурную реакцию котеголюбительской общественности пост про злыдней майя из Копана, которые, как свидетельствует, картинка от National Geographic, котика умучали. Мучали они его на знаменитом Алтаре Q.



И тогда же я обещал провести соответствующий сеанс разоблачения, но к стыду своему не разместил. Вот восполняю обещанное. Правда подробности еще более жуткие.

Итак, весной 1988 года в центре древнего города майя Хушвинтик, более известного под своим археологическим названием Копан, велись раскопки в Западном дворе акрополя. Археолог Джеффри Стомпер и помогающий ему опытный раскопщик из местных Исмаэль Гонсалес работали у западного основания Храма 10L-16, близ места, где стоял Алтарь Q.


Карта центральной части Копана с указанием Западного двора, Храма 10L-16 и Алтаря Q

В этом месте, непосредственно под древней дневной поверхностью мощеного двора второй половины VIII в., они нашли выложенную камнем крипту размерами 131 на 48 см, ориентированную с севера на юг. Крипта была заполнена костями животных, причем некоторые из них "впаялись" в штуковое заполнение. У северо-восточного и юго-восточного углов крипты были также обнаружены две небольшие квадратные ямки (22 на 22 см), наполненные дополнительными жертвенными приношениями (призматические ножевидные пластины из обсидиана и птичьи кости).

Продолжая раскопки, Стомпер расчистил пространство между алтарем и лестницей храма и обнаружил не очень хорошо сохранившуюся небольшую округлую платформу из тесаных камней. В ее центре располагался овальный камень со следами огня. Вокруг платформы были разбросаны черепки курильниц, а к западу от нее был найден еще один ритуальный тайник с обсидиановыми изделиями. Все вместе это указывало на активную ритуальную деятельность.

Летом 1988 года над костями начала работать Диана Бэллинджер, которая определила, что большая часть костей представляла собой останки минимум 14 кошачьих. Из них 6 были идентифицированы как ягуары, а остальные могли быть как ягуарами, так и пумами. Помимо этого, в это "костяное варево" (по определению Уильяма Фэша) попали также и птичьи кости, а также кости вездесущих грызунов.

Судя по остеологическому анализу, все ягуары и пумы были взрослыми крупными животными и отличались хорошим здоровьем (только у одного были следы нарушений на костях лапы). То есть если их держали в неволе, то они и питались неплохо, и гуляли тоже регулярно. При первоначальном анализе на костях не было обнаружено следов порезов или сдирания шкуры, то есть казалось, что смерть их не была насильственной. В то же время редкость костей черепов указывала, что головы были отрублены и, возможно, захоронены отдельно.

Как мы знаем из надписи на Алтаре Q, он был поставлен по повелению царя Йаш-Пасах-Чан-Йопата в 775 г., а в 776 г. был проведен какой-то дополнительный ритуал, при котором правитель установил некий деревянный объект (te'-k'o' / te'-k'oj). Так что около 775 г. в Хушвинтике действительно были принесены в жертву и захоронены почти полтора десятка котегов!

В общем художник-то и невиноватый оказался, хотя кровавости явно подбавил, поскольку на момент публикации картинки не было ясно, что же точно произошло с котегами. Новый анализ, проведенный почти через 30 лет после находки, дал гораздо более точную информацию, о чем будет рассказано отдельно.

Ballinger D.A., Stomper J. (2000) The Jaguars of Altar Q, Copan, Honduras: Faunal Analysis, Archaeology, and Ecology. Journal of Ethnobiol. 20: 223-236.
Tags: археология, животные, майя, пятничные котеги, религия, эпиграфика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments