Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Categories:

Полевой сезон 2016, Рио-Асуль, часть 3

Как уже было сказано, в поле эпиграфисты работают преимущественно по ночам. Помимо описанных в прошлом посте минусов, есть большой плюс – не так жарко. Кроме того, есть шанс познакомиться с существами, с которыми днем встретиться трудновато.

Итак, одной из главных наших целей в Рио-Асуль была лепная надпись из штука на фасаде Храма 2. Ее обнаружили еще в 1960-е гг., тогда же Ричард Адамс сделал первые фотографии, но с тех пор, похоже, никто особо ей не интересовался. По крайней мере во всех публикациях была одна и та же фотография и одна и та же линейная прорисовка. Наш опыт документации иероглифической надписи на фасаде Храма VI в Тикале позволял надеяться, что и в Рио-Асуль все у нас выйдет нормально.


Южная часть фасада храма А-2. Сзади храм засыпан отвалом из грабительской траншеи.


Я пытаюсь понять, получится ли у нас сфотографировать надпись на кровельном гребне

Как я уже писал, мы решили не везти в сельву архитектурные леса, а попытаться решить проблему на месте. В итоге все вышло прекрасно. Сергей Вепрецкий оперативно взобрался на руины фронтальной лестницы Храма А-3, где установил штатив с камерой, а мы с беспроводными вспышками стояли на платформе А-2.


Храмы А-2 и А-3 (реконструкция Джорджа Стюарта) с обозначением точки нашей съемки.


Сергей Вепрецкий забрался на руины лестницы храма А-3


Работа пошла!

В итоге у нас получились великолепные фотографии, как общие, так и с приближением, по которым Филипп Галеев позднее выполнил новую прорисовку.


Сохранившийся иероглифический текст на кровельном гребне храма А-2


Иероглифический текст на кровельном гребне храма А-2 (прорисовка Ф. С. Галеева)

К сожалению, текст слишком плохо сохранился, чтобы определить его точную дату. Однако с новыми фотографиями стало ясно, что в нем упоминается царь Нац-Ак, покоившийся в Погребении 12. Это в прошлом богатое, но разграбленное захоронение располагалось в том же комплексе, но под разрушенным храмом А-4.


Джон Фаггард расчищает Погребение 12. За его спиной - основной текст (фото National Geographic, 1986)

Грабители вынесли практически весь инвентарь, но на наше счастье не тронули великолепные настенные росписи, включая надпись, в которой сообщалось, что в 450 или 502 г. Нац-Ак был похоронен в храме Вак-Муйаль-Чаналь.


Иероглифический текст из Погребения 12 (прорисовка Д. Стюарта)

Некоторые из заупокойных даров Нац-Аку были вывезены за рубеж и оказались в американских музеях. Прежде всего это вот эта роскошная резная ваза-трипод с крышкой, хранящаяся в Институте искусств в Детройте.


Сосуд из Рио-Асуль, Институт искусств, Детройт, США (рис. У. Бонда)

Изначальный резной орнамент был позднее частично покрыт тонким слоем штука, поверх которого были нанесены изображения цветов с четырьмя лепестками. В центре цветка же были нарисованы иероглифы.


Сосуд из Рио-Асуль, Институт искусств, Детройт, США / К 1446 по каталогу Джастина Керра. Фотографическая развертка Дж. Керра (Mayavase)

Текст на крышке сообщает, что это была ваза для «ибильного» какао (y-uk’ib ta ibil kakaw). Тут мы опять сталкиваемся с трудностями перевода. Знак IB прочитал alexander_wnk; также он показал, что он связан со словом ib «фасоль». Означает ли использование прилагательного ibil, что речь идет о какао с фасолью? Или в данном случае это географическое название, указывающее на место произрастания какао? Упоминания «Фасолевого царства» мы встречаем в надписях различных городов майя.

Но вот основной текст на теле вазы представляет собой какую-то бессмыслицу. В нем упоминаются Нац-Ак (очевидно, владелец) и его отец. Кроме того, там встречаются разные титулы – династический титул Рио-Асуль, а также титул «царь Ви[н]тенаха» и высший титул каломте («царь царей» или «император»), то есть несомненно поминается владыка Теотиуакана! Но при этом порядок чтения полностью нарушен. Честно говоря, у меня складывается подозрение, что штуковое покрытие отлепилось от вазы, и купивший ее у грабителей арт-дилер нанял реставраторов, которые ее подлатали для продажи, создав этот странный текст.

Наши надежды, что на восточном фасаде кровельного гребня можно будет что-то разобрать, не оправдались. Ясно, что там была некая ритуальная сцена, от которой сохранились остатки изображения мифической живой горы, на которой, видимо, сидел какой-то бог, но все было очень сильно повреждено.


Камило Луин и Алехандро Гарай (в левом нижнем углу) пытаются что-то разглядеть на восточном фасаде кровельного гребня храма А-2).

Тогда мы сделали перекур / перекус, спустились с пирамиды вниз, на Главную площадь, и начали работу со Стелой 1.
Tags: Гватемала, археология, майя, путевые заметки, эпиграфика
Subscribe

  • Тульские городища. Городище Свисталово

    После долгого перерыва новый выпуск видеорассказов о тульских городищах. Это городище Свисталово (Киреевский район). Рассказывает научный сотрудник…

  • Котег культуры салинар

    Очередной пятничный котег происходит из древнеперуанской культуры салинар. Салинар - одна из культур Северного побережья Перу. В долине р. Моче она…

  • А вот кому про зубодёров древних майя

    Три года назад я писал про исследование молодого американского археолога Джоша Шнелла, который нашел на рынке в древнемайяском городе Мук'ихтун…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments