Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Categories:

О происхождении Мадридского кодекса майя или "Сверхъестественное" по-юкатански, часть 4

После некоторого перерыва, вызванного выездом в приокские боры, вернемся к нашему рассказу о героицких кузенах Педро и Грегорио и происхождении Мадридского кодекса.

В феврале 1608 г. неутомимый Педро Санчес де Агиляр решил направить свои стопы на восток, в сторону залива Асунсьон. Об этой операции подробно сообщается в свидетельствах, собранных в начале декабря 1608 года, когда викарий, видимо, утомленный юкатанским климатом, запросил отдыха, ссылаясь на плохое здоровье. В операции, помимо мальчуков Винчестеров кузенов де Агиляров, вновь принимали участие наши старые знакомые коллаборационисты дон Хуан Чан и его сын дон Франсиско Чан (ставший к этому времени индейским правителем Кехака).

Экспедиция дошла до моря и захватила в деревнях около 100 индейцев. К величайшему возмущению викария более 30 из них были вообще некрещеными (в основном 14-15-летние подростки, но были и 20-25-летние взрослые мужчины). Хранящийся в Главной архиве Индий список показывает, что группа этих «новых христиан» состояла из 25 семейных пар, 17 холостых юношей и девушек и 29 детей. Их всех вернули в Чансеноте в марте и поселили в отдельном квартале под контролем собственного алькальда, которым был назначен Мартин Ц’уль. Имена, кстати, показывают, что при крещении испанцы не заморачивались – преобладают Мартины, Хуаны, Педро, Франсиско, Диего среди мужчин (при этом вообще нет Карлосов) и Ана, Мария, Каталина, Франсиска и Луиса среди женщин. Но есть и редкие примеры: мне очень понравилась Эльвира Ой, жена Франсиско Чима.

Список майя_Страница_1.jpg Список майя_Страница_2.jpg
Список майя, захваченных в лесах в походе к заливу Асунсьон и поселенных в квартале в городе Чансеноте (Главный Архив Индий, фонд Аудиенсии Мехико, дело 292)

Среди некрещеных оказался, как витиевато высказался дон Франсиско Чан, «жрец их ритуалов и идолопоклонств, звавшийся Начипот», то есть На Чи Пот (так называемое «материнское имя» у майя в XVI в. включало имена линиджей отца и матери). Жреца окрестили Сильвестром, и похоже, что он вскоре скончался, так как показания Чанов в ответе на 10 вопрос сообщают, что «он умер христианином».


Свидетельство дона Хуана Чана о заслугах Педро Санчеса де Агиляра от 5 декабря 1608 г., страница 5 (Главный Архив Индий, фонд Аудиенсии Мехико, дело 292)

По информации Джона Чучьяка у На Чи Пота был конфискован еще один кодекс (хотя в имеющихся у меня копиях документов из Архива Индий о нем не упоминается). Но при этом заметим, что помощник нашего неутомимого доктора Куйтун, спаливший все майяское языческое подполье, пойман так и не был.

На Пасху 1608 г., пришедшуюся на 6 апреля, в городе Тисимин наступил звездный час Педро Санчеса де Агиляра – аутодафе, почти как у Ланды. В церкви была организована большая служба, на которой, очевидно, присутствовал сам губернатор Юкатана маршал дон Карлос Луна-и-Арельяно, находившийся в инспекционной поездке по востоку провинции.


Собор волхвов бывшего францисканского монастыря в Тисимине, где проповедовал Педро Санчес де Агиляр (Википедия)

Как сообщают свидетели, викарий произнес длинную и пышную речь на юкатекском майя, обращенную к собравшимся (точнее, согнанным) индейцам, а потом публично велел им уничтожить идолов, изъятых во время экспедиций в Кехак и Чансеноте. Идолы эти выглядели примерно так


Постклассическая курильница в виде божества из Майяпана (ANT.260321 Digital Image: Yale Peabody Museum of Natural History: photo by Div. of Anthropology, Yale Peabody Museum, 2005 http://hdl.handle.net/10079/8931zqj)

Tags: Мексика, история, майя, религия, эпиграфика
Subscribe

  • Летние воспоминания: Среднеокский дзен

    Одним пасмурным августовским днем мы гуляли с маменькой и сестрой вдоль Оки неподалеку от деревни Бунырево (Алексинский район). Вообще мы хотели…

  • Неудобная фамилия тренера Хохлова

    Как сообщает Медиазона, тренер футбольного клуба "Ротор" Дмитрий Хохлов подал в суд на Фейсбук за то, что роботы постоянно блокируют сообщения с…

  • Лев Толстой и безопасность на ж/д

    У меня эта фраза давно сидит в голове и ассоциируется с позднеподростковым возрастом (то есть с переходом от позднесоветского к раннероссийскому…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments