Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Categories:

Ицамк'анак - древнемайяский А'Туин

Один из важнейших сюжетов в мифологии древних майя - возрождение бога кукурузы при помощи героев-близнецов.

Пожалуй, самое красивое и известное изображение - вот на этом позднеклассическом блюде в стиле кодексов.


К1892 (фото Дж. Керра)

Видно, что бог кукурузы появляется из расколотого панциря черепахи. Стоящимй слева близнец Хун-Ахав (Хунахпу в "Пополь-Вух") протягивает ему руку, а стоящий справа Йаш-Балам (Шбаланке в "Пополь-Вух") льет что-то из сосуда с иероглифом "темнота" (видать, какая-то магическая жидкость).

Но нас интересуют не бог кукурузы и не близнецы, а черепаха, из панциря которой он появляется. Черепаха не простая, а монструозная - с зубами и лапами с здоровенными когтями (по-моему как-то мы ее уже обсуждали с уважаемой the_mockturtle). И главное, что внизу под панцирем озображемны воджные символы, что однозначно говорит, что это не просто черепаха, а Мировая Черепаха, плывущая по Океану. Ее тело, собственно, составляет земную твердь.

А вот на этой вазочке погрубее из Северного Белиза близнецы тянут бога кукурузы за руки прямо как репку.



Но на самом деле самая мощная вещь про майяского А'Туина это не эти вазочки, а так называемый Алтарь 1 из Ицимте. Его в свое время частично зафотографировал товарищ американский шпион и археолог Сильванус Морли. Морли решил, что он принадлежит к типу алтарей с гиганстким знаком Ахав в центре.

В 2013 году мы этот алтарь задокументировали в хранилище Национального парка Тикаль и выяснили несколько интересных вещей. Прежде всего, на нем нашлось имя царя, приказавшего этот важный монумент высечь. Это оказался Хун-Цакаб-Ток', правивший в Ицимте в 770-е годы. Помимо этого, стало понятно, что это вообще не алтарь, а силуэтный зооморф. Он был выполнен в форме той самой черепахи с гигантским панцирем, острыми зубами и хищными лапами. К сожалению, вся верхняя часть панциря не сохранилась, но вот часть головы и лап этой зверюги были видны. В эпоху же Морли вообще прекрасно сохранилась задняя часть чудовища, откуда высовывается бог К'авиль (он, типа, хвост черепахе заменяет). Под его головой отлично видная мощная задняя черепашья лапа, покрытая чешуёй и с когтями.



К 2013 году это изображение было сильно повреждено.



Но самое важное было на торце монумента. Там была нанесена довольно длинная, но сильно фрагментированная иероглифическая надпись, которая раньше особо интереса ни у кого не вызывала. Какие-то там были даты невнятные, имена и прочие иероглифы.

В прошлом году в хранилище Археологического атласа Гватемалы в Долоресе мы задокументировали еще один фрагмент монумента, неизвестный Морли. В итоге ситуация стала яснее. Надпись представляла собой текст смешанного мифологически-исторического содержания. Про историю как-нибудь потом, а вот мифологическая просто убойная.

Она начинается с даты рождения существа по имени Ицамк'анак. Это имя было очень популярно среди царей Йокиба (Пьедрас-Неграс) и явно восходило к имени какого-то сверхъестественного существа. Произошло это рождение в какие-то офигенно далекие времена. Через какое-то довльно долгое время (по меньшей мере под тысячу лет, а то и больше) этот самый Ицамк'анак "стал царем". Ну и под конец через 6 кинчильтунов (в календаре майя это период в 3200000 тунов - счетных лет из 360 дней) и 2 калабтуна (а это период в 160000 счетных лет), то есть на наши годы через 3 471 780 лет  Ицамк'анак умер!

Имя Ицамк'анак буквально означает "Старый бог - Желтая Черепаха". И судя по всему, так и звали чудовищную Мировую Черепаху. Это был древнемайяский А'Туин и Mockturtle в одном лице.

Ну а историографов из Ицимте можно поздравить с успешным выполнением госзадания: они в VIII веке рассчитали не только дату рождения, но и дату воцарения и даже смерти Земли как таковой.
Tags: майя, мифология, религия, эпиграфика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments