Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Categories:

Солнечные империи Америки: Затемнение (часть 1)

На этой неделе наконец-то вживую проходит книжная ярмарка Нон-фикшн, уже успевшая отметиться скандалом. По такому поводу и я вот тоже решил включиться в литпроцесс. Чем я вообще хуже Д_Кларенса?!

По случаю ярмарки все издательства пиарят свои недавние книги, вот и "Альпина нон-фикшн" решила вспомнить про вышедшую в конце прошлого года переводную "Империи средневековья: От Каролингов до Чингизидов". Для разнообразия это перевод с французского, что, несомненно, расширяет панораму исторической науки для современного российского читателя.



Главред Павел Подкосов так рекламирует книгу: "16 ученых рассказывают об империях, существовавших в один исторический период в разных концах света. Среди них есть знакомые многим Каролинги и Плантагенеты, Монгольская империя и Византия. Здесь же и гораздо менее известные сербская, японская и нормандская империи, ацтеки и майя и не очень очевидная малайская талассократия Шривиджая. Цель книги – показать общее во всех этих очень разных образованиях, увидеть похожие практики, понять, что же такое империя в это время. Эта книга об имперском дискурсе в 16 частях мира в Средние века, о могуществе и славе, тотальных ошибках и падении великих государств в планетарном масштабе".

Вообще от наличия "экзотических" империй в книге всех так и заводит: про талассократию Шривиджайя в камментах в соцсетях восхищенно не написал только ленивый, а кусок из главы про нее вывесили на "Горьком". Но Шривиджайей пусть занимаются малаисты, а мы по привычке посмотрим, что там написано в главе "Солнечные империи Америки". Тем более раз сам главред подчеркивает, что можно прочитать про ацтеков и майя. Разделено это будет на несколько частей, чтобы уж совсем время впустую не тратить.

Начнем с автора. Кармен Бернан, конечно, классик и ученица самого Леви-Стросса (ооо!), но сфера ее интересов всегда была настолько широка (от чакских айоре и Гарсиласо де Ла Веги до Буэнос-Айреса рубежа веков и социологии стариков в деревне близ Нантера), что я к ее работам относился с некоторым скепсисом. То есть все их, конечно, знают, но как-то использовать в конкретном исследовании не получается, при том, что политической организацией, идеологией и имперскими структурами я как раз интересуюсь в первую очередь. Ее опус магна (совместно с Сержем Грузински) был посвящен борьбе с идолопоклонством в раннеколониальное время. Так что собственных исследований автор по имперской теме не вела, и ничего новаторского от главы ждать не нужно: нас ожидает в основном пересказ чужих работ. Впрочем, библиография в конце главы вполне нормальная, хотя, конечно, не исчерпывающая.

Еще два важных момента: автор специалист по Андам (хоть и издала популярную книжку про Кецалькоатля), и это сразу чувствуется. Раздел по астекам написан на порядок хуже, чем по инкам. Кроме того, автор специалист по колониальной эпохе и, похоже, давно не читала современной литературы, в результате чего части, посвященные доацтекской и доинкской истории, устарели примерно на полвека.

Но теперь по порядку, начиная с Мезоамерики. Итак, начнем с того, что Павел Подкосов нас обманывает: про империи майя в книге ничего нет. Это и неудивительно: французские майянисты в основном археологи (очень хорошие), а история и эпиграфика там практически отсутствует. Есть, правда, забавный пассаж про лидар 2017 года, который к делу отношения совершенно не имеет, а повторяет журналистские штампы, которые я уже разбирал, а вот про масштабные завоевания канульских царей и их борьбу с Тикалем нет ни слова. Поскольку я только что делал обновленный доклад про К'ак'-Ти-Ч'ич'а как творца империи, то конечно же был глубоко оскорблен!

Тут же вдруг появляются "огромные города-государства майя", которые были раздираемы междоусобными войнами и не починялись центральной власти. Долго пытался понять, что такое "огромный город-государство". Возможно, конечно, автор неудачно выразилась, но скорее всего это косяк переводчика и имелись в виду "многочисленные города-государства".

Астекская предыстория начинается с Теотиуакана. О современной хронологии этого города Бернанд не знает и относит его к 250-650 гг., что, конечно, смешно. И подъем теотиуаканского государства начался раньше, и падение случилось тоже раньше.

Краткий обзор теотиуаканского государства плох.

В Теотиуакане ну никак не могли жить ни тараски (они в это время вообще непонятно где располагались), ни уастеки (с которыми тоже все непонятно). То есть там были жители Запада, но жившие на 1000 лет раньше тарасков.

Рассуждения о том, что теотиуаканцы не вели войны, это вообще какой-то сюр. Особенно мне понравился пассаж, что в Теотиуакане, мол, не изображали воинов, держащих пленников за волосы. Нет конечно, они их сразу рисовали с человеческими сердцами, насаженными на обсидиановые ножи. Страшно мирные были люди.

"... великий город не стремился присоединять отдаленные территории, а его главной целью, по крайней мере со времен ольмеков, был контроль над торговыми путями, проходящими через Мезоамерику и Панамский перешеек"

Эта фраза повергла меня в глубокую прострацию. При чем тут времена ольмеков? Это II и первая половина I тыс. до н.э. И какой к дьяволу Панамский перешеек? Не могу понять, это Бернан настолько не в теме или покреативили переводчик и редакторы?

Про падение Теотиуакана написано по старинке и, соответственно, плохо. Никаких "волн нашествий чичимеков" в VII-IX вв. не было: мигранты с севера представляли собой небольшие разрозненные группки, сперва селившиеся в самых неудобных местах на периферии теотиуаканских владений. Основную массу мигрантов, прокатившихся по Центральной Мексике, составляли, по-видимому, сами жители провинций, очевидно, спасавшиеся от войн региональных династов, начавшихся после первого падения метрополии.

Завершает мезоамериканскую "имперскую предысторию" утверждение, что астеки были среди этих чичимеков, пришедших в VII-IX вв. То есть вся история VIII-XII вв. с эпиклассическими царствами типа Шочикалько и Какаштлы, а также государством тольтеков (по поводу имперскости которого идут активные дискуссии) просто пропущена. С одной стороны это, конечно, не основная тема текста. Но с другой, если уж писать про раннее время, то писать надо последовательно. А то сразу за Теотиуаканом астеки это просто ерунда.
Tags: Мезоамерика, Теотиуакан, астеки, инки, история, книги, майя, рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments