Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Category:

Солнечные империи Америки: Затемнение (часть 3)

В завершение разбора главы "Солнечные империи Америки" из книги про средневековые империи обратимся к Южной Америке. Как я уже говорил, Кармен Бернан специализируется по южноамериканской антропологии, поэтому про инков у нее материал получше. Но вот доинкская история это какой-то караул.

"Первые города появились на побережье, простиравшемся до современных границ Эквадора и Чили. Эти области с рассеянными по ним небольшими оазисами осваивались людьми примерно с 1600 г. до н. э."

Это вновь утверждение, содержащее смесь верной и неверной информации. Действительно, очаг сложных обществ в Андах это побережье. Однако освоение этой зоны началось задолго до 1600 г. до н. э. Более того, крупные поселения с монументальной архитектурой, которые многие исследователи считают ранними городами (прежде всего, знаменитый Караль), появились на побережье еще в первой половине III тыс. до н. э., а самые ранние храмовые центры вообще в последней четверти IV тыс. до н.э. Так что корни андской цивилизации куда более древние.

Говоря о комплиментарности разных зон и важности торговли и обмена между основными зонами в Центральных Андах (модель "вертикальной зональности" Мурры), Бернан подтверждает это примером "древнейшей археологической культуры региона - Вальдивии". Во-первых, Вальдивия вовсе не древнейшая археологическая культура. Точнее таковой она считалась в 1960-е гг., но с тех пор было уже открыто столько всего нового, что и слов нет. Во-вторых, к развитию собственно Центральных Анд Вальдивия отношения не имеет: достаточно сказать, что ее носители знали керамику, а жители перуанского побережья таковую не использовали еще 3 тысячелетия (вообще уникальная в человеческой истории ситуация, которую пока никто объяснить не смог).

Но дальше еще хуже. В тексте появляется "культура Тиуанако-Уари, которую можно считать протоимперией". А дальше вновь говорится, что "империю Тиуанако-Уари" можно считать предшественницией государства инков. Тиуанако-Уари как единый культурный феномен это историографическая концепция почти 100-летней давности. Давно уже понятно, что это было два разных экспансионистских государства, поделивших между собой почти все ядро Центральных Анд. Про империю Уари я писал уже много - и про имперских пивоваров, и про гигантских боевых котегов и т.д.), да и про Тиуанако тоже кое-что было. В общем тут профессор Бернан живет в каком-то своем мире.

Конечно, следует упомянуть, что вопрос об оценке Уари и Тиуанако как империй все еще остается предметом дискуссий в историографии. А в последнее время на фоне модности "неоднозначных оценок" и критики "европоцентризма" опять пошла волна утверждений, что, мол, европейцы ничего не понимают в андском мироведении и принципах социальной организации, а понять можно только поняв внутреннюю сущность андской общины-айлью и особенности индейской духовности и т.п. Посему империя это европейский концепт, неприменимый к доколумбовым обществам Южной Америки. Причем пишут такое не только малограмотные студенты, но и вполне серьезные люди. (Посмотрел бы я на Дария Великого, которому бы сказали, что у него не великое царство, а европейский концепт).

Далее автор переходит к обсуждению развития металлургии в Андах. И здесь вновь разумная информация про древний (ок. 1800 до н.э.) очаг вновь прерывается не соответствующим реальности текстом: "На рубеже XII–XIII в. н. э. медные топоры, изготовленные в Сикане, активно экспортировались в Западную Мексику морским путем из района Манта (Эквадор)". Ссылка при этом идет на статью Д. Хосслер 1988 г., в которой ничего подобного не говорится, а на основе сравнения технологических характеристик предполагается, что морские контакты с Южной Америкой сыграли свою роль в складывании металлургии в Западной Мексике. Ни одного южноамериканского медного топора в Западной Мексике пока не обнаружено.

Переводчик, кстати, в принципе перевел нормально, хотя "металлургическая промышленность" (вместо просто металлургия) режет глаз. А еще зачем-то "найпес" (медные пластины, возможно служившие деньгами в культуре Сикан и на юге Эквадора) названы "найпеш". Типа показать свое знание настоящего мадридского акцента?

Империя инков описана кратко, но относительно нормально. Исключения, возможно, связаны с креативом переводчика. Так, империя постоянно именуется "империя Четырех Четвертей" (сплошные музыканты там что ли?), хотя по-русски давно принято обозначение "империя четырех сторон света" ("суйю" это не только четверть в территориальном понимании, но и в космологическом).

Далее встречается утверждение, что потомки инкских императоров назывались панака, а аристократы из других регионов - айлью. На самом деле у андских индейцев айлью это большесемейная община с родственным ядром. Часто этим термином также называют общины различного уровня.

Вообще с общинами у переводчика не склалось. Инки, мол, "силой оружия и убеждения захватили тысячи крестьянских общин". Вот опять фраза в принципе верная, но на самом деле абсолютно лишенная смысла. Понятно, что инки захватывали вовсе не "крестьянские общины", а в основном местные государства и вождества, в которые эти общины входили, хотя в отдельных случаях, наверное, и были случаи подчинения автономных общин. Но в целом это примерно как если бы про завоевания Османской империи в арабском мире описали бы как "завоевание тысяч общин крестьян-феллахов". Ну то есть в принципе-то это верно, но ...

Подводя итог: читатель, который хотел бы получит современный обзор доколумбова империализма, из данной главы его совершенно не получит. Более-менее написаны лишь инки. Виноваты в этом не столь переводчик и редакторы, а прежде всего сама Бернан, которая явно плохо следит за современной литературой, а осталась где-то на уровне 50-летней давности.
Tags: Южная Америка, инки, история, книги, рецензии
Subscribe

  • Тульские городища. Городище Свисталово

    После долгого перерыва новый выпуск видеорассказов о тульских городищах. Это городище Свисталово (Киреевский район). Рассказывает научный сотрудник…

  • Открытие Хазарии: Resurrection

    Новое очень интересное видео из цикла "Дневная поверхность" научно-популярного проекта Proshloe - "Волжские столицы кочевых империй". Уникальные…

  • Грядет новый креатиff от Ильи Стогоffа

    Вот стоило только похвалить портал "Горький", как они тут же исправились и проанонсировали книгу известного питерского балабола

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Тульские городища. Городище Свисталово

    После долгого перерыва новый выпуск видеорассказов о тульских городищах. Это городище Свисталово (Киреевский район). Рассказывает научный сотрудник…

  • Открытие Хазарии: Resurrection

    Новое очень интересное видео из цикла "Дневная поверхность" научно-популярного проекта Proshloe - "Волжские столицы кочевых империй". Уникальные…

  • Грядет новый креатиff от Ильи Стогоffа

    Вот стоило только похвалить портал "Горький", как они тут же исправились и проанонсировали книгу известного питерского балабола