Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Category:

Женщины на троне у древних майя: Императрица Иш-Йок'ин, ее консорты и сводный брат

В комментариях к прошлой записи о малолетней тикальской владычице Иш-Йок'ин естественно возник вопрос насколько она была успешна в своем правлении.


Титулы и именные иероглифы Иш-Йок'ин (прорисовка С. Мартина, 2015)

После окончания междуцарствия новая власть первым делом решила восстановить упавший престиж династии, проведя календарные церемонии. Окончание катуна (20-летия) в 514 г. было отмечено установкой сразу трех стел. Две (6 и 23) были установлены в Тикале, а третья - на востоке тикальской округи, на памятнике Трес-Кабесас. Стелы 23 и стела из Трес-Кабесас уникальны тем, что не упоминают никого, кроме 10-летней правительницы, и повествуют о ее рождении и воцарении. (Кстати, интересно, что дата рождения на них отличается на 1 день - 3 сентября 504 на стеле 23 и 4 сентября 504 на стеле из Трес-Кабесас. Видимо, весть о рождении наследницы дошла до восточных границ города-государства позже, чем до жителей столицы). А еще через 3 года была проведена церемония, приуроченная к окончанию 3-летнего периода (йаш-ципик). По этому случаю была установлена стела 25.


Портрет Иш-Йок'ин на стеле 23 из Тикаля.  Национальный парк Тикаль, Гватемала (фото проекта "Эпиграфический атлас Петена", 2013; прорисовка У. Ко, 1982)

В длинном историческом тексте на кровельном гребне Храма VI ("Храм Надписей") 514 г. также выделен особо. Под этой датой сообщается, что тикальская царица возвигла стелу "пред ликом Сак-Хиш-Мута" или "Белого Ягуароптица" - мифического хозяина Тикаля. В этой связи интересно распредление стел тикальской повелительницы. Стела 6 стояла на Главной площади, в то время как стела 23 была обнаружена археологами в группе 7F на юго-восток от городского центра, перед Зданием 7F-30. Все считают, что ее туда перенесли с Главной площади, но на самом деле группа 7F находится не так далеко от Храма VI - святилища Сак-Хиш-Мута.

Если с внутренней политикой и имиджем власти в самом Тикале у нового правительства все вроде было нормально, то во внешней политике дела складывались не так хорошо. Как я уже писал в прошлый раз, тикальское междуцарствие и последовавшее за ним воцарение 6-летней девочки не очень вдохновило вассальных царей. На западе царь Йокиба перешел на сторону теотиуаканского императора. Самый могущественный северо-восточный сосед - царь Башвица Упакаль-К'инич - вряд ли хорошо отнесся к тому, что его внук был лишен трона.

А тем временем на горизонте появилась новая угроза - царь Кануля (Ц'ибанче) с юга Кинтана-Роо. В 520 г. Тун-К'аб-Хиш выдал свою дочь замуж за правителя Сакникте (Ла-Корона). Так у канульских владык появился первый вассал на севере Петена, и так началась экспансия Кануля на юг, закончившаяся в итоге победой над Тикалем и установлением канульской гегемонии.

К 527 г. Иш-Йок'ин перестает быть единственной владычицей, фигурирующей в тикальских надписях. На стеле 12 вместе с ней упоминается еще один "император" (каломте) Балам-Мам (точнее Балам-...-Мам, так как второй именной иероглиф пока не прочитан), который носит титул "19-й преемник [основателя]". Мы опять встречаемся со странным принципом, что женщины почему-то не подсчитываются в династической последовательности (как это было в случае с Иш-Унен-Балам). Оба протагониста проводят церемонии паралельно: окончание 13-летнего календарного периода и воздвижение стелы проиводятся по велению царицы, но в то же время упоминается, что была устанвлена стела Балам-Мама. 


Оборотная сторона стелы 12 из Тикаля с упоминанием императрицы (иш-каломте) Иш-Йок'ин, 527 г. Национальный парк Тикаль, Гватемала (фото проекта "Эпиграфический атлас Петена", 2013)



Левая сторона стелы 12 из Тикаля с сообщением об установке стелы Балам-Мама, 527 г. Национальный парк Тикаль, Гватемала (фото проекта "Эпиграфический атлас Петена", 2013)

Саймон Мартин полагает, что Балам-Мам был полководцем, служившим еще Чак-Ток-Ич'аку III в 486 г. Если это действительно так, то получается, что к 527 г. ему было лет 60, не меньше. Он стал консортом Иш-Йок'ин и учитывался в династическом счете как 19-й царь. Мартин также обратил внимание, что Балам-Мам, возможно, упоминается под 514 г. в тексте Храма VI вслед за Иш-Йок'ин, и наши фотографии это вполне подтверждают.


Варианты именного иероглифа Балам-Мама (прорисовка С. Мартина, 2015)

Был ли Балам-Мам консортом с самого начала или нет, пока непонятно. Но его появление на более поздних монументах и использование титула "император" или "гегемон" (каломте), несомненно говорит, что его влияние к этому времени очень выросло. Если он был полководцем, то этот рост мог быть связан с необходимостью противостоять внешним врагам.

После 527 г. упоминания Иш-Йок'ин исчезают, и мы не знаем дожила ли она до следующей календарной церемонии в 534 г. Мартин полагает, что после Балам-Мама у царицы был еще один консорт, который считался 20-м в династической последовательности. Наиболее вероятный кандидат на эту позицию - некто Вав, установивший стелу 8. К сожалению, дата этой надписи не поддается удовлетворительному решению. Ясно лишь, что Вав носит династический титул набналь-к'инич и каким-то образом связан с К'инич-К'ук'ом - хранителем царской короны (тихуном) Иш-Йок'ин. Придворная должность хранителя короны была одной из самых важных в классическую эпоху, но никогда до этого ее носитель не упоминался на царской стеле. Похоже, что знатные вельможи играли все более и более важную роль в тикальском царстве.

Параллельно продолжается экспансия тикальских соперников из Кануля. В январе 537 г. канульские войска оказываются уже на Усумасинте, где их разбивает пачанский царь. Похоже, что когда Йокиб перешел на сторону Теотиуакана, тикальским союзником в Западной регионе стал Пачан, который ранее (в 508 г.) с Тикалем как раз воевал. Принцип "враг моего врага - мой друг" работал в государствах майя на все сто.

Менее чем через года после этой войны, 29 декабря 537 г. происходит новый переворот, и в Тикаль повзращается законный наследник - второй сын Чак-Ток-Ич'ака III. Его появление описывается как "он прибыл в Тикаль", несомненно, из изгнания в Башвице. Новый владыка принимает тронное имя Вак-Чан-К'авиль и пытается возродить тикальскую гегемонию.
Tags: история, майя, эпиграфика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments