Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Categories:

Женщины на троне у древних майя: Владычица "Звездная Птица"

Что-то давно не было у нас про женщин на троне и у власти у древних майя. Пора рассказ о них возобновить.

Последний сюжет у нас был про юную императрицу Иш-Йок'ин. Однако властные и влиятельные дамы были не только в Тикале, но и в других городах.

В Денверском музее искусств хранится поясная подвеска из жада для царского костюма (из-за-того, что по форме эти подвески напоминают топоры-кельты, их традиционно тоже называют "кельтами"), украшенный иероглифической надписью. Дат в тексте нет, но судя по палеографии и стилю, он датируется первой половиной - серединой IV в. н.э.  Пять лет назад наш украинский коллега Ю. Плюхович, работавший в проекте Университета штата Калифорния в Чико, вместе с американским эпиграфистом Мэтью Лупером опубликовали новые фотографии и прорисовку этого важного источника.


Подвеска из Денверского музея (фото Ю. Полюховча, 2013)

Лицевая сторона подвески изображает женщину в юбке и богатом головном уборе, которая держит в руках некий драгоценный объект. Текст размещен в 3 колонки на обеих сторонах.



Уже сам факт изображения женщины на подвеске неодычен - обычно они изображают мужчин. Нестандартно выглядит и сама фигура: обычно цари держат в руках церемониальную "небесную полосу" и попирают пленников.


Лейденская подвеска (320 г.). Фото с сайта Национального музея этнологии (Лейден).

Текст начинается с упоминания "заботы" о богах "триады" города Караколя (др. Хушвица). Метафора "забота" в классических текстах описывает приношения божествам. Список богов-покровителей несколько отличается от позднейшего, известного по надписям VII в. В него входят некий ... Хиш ("Ягуар"), ягуаро-антрпоморфный бог Чувах и орнитоморфное божество К'инич-Цик'ин-Ахав, связанное с богом Солнца. Приношение или жертва были совершены в самом Караколе (как повествует надпись, в "Хушвица-городе").

Однако к нашему удивлению, основным героем надписи является не правитель Караколя (как это имеет место быть в остальных случаях ритуалов в честь "триады"), а царица по имени "Звездная Птица" (ее именной иероглиф состоит из двух знаков - "ЗВЕЗДА" и "ПТИЦА", точного чтения которых мы в данном контексте не знаем). Именно она провела ритуал почитания богов-покровителей и посему была изображена на подвестке.

 
Именной иероглиф "Звездной Птицы", вписанный в ее головной убор на лицевой стороне подвески и в тексте на обороте (прорисовка Ю. Полюховича и М. Лупера)

Из текста мы узнаем, что "Звездная Птица" была дочкой К'инич-Тах-Ака, царя К'анвицналя - города на востоке Петена, стоявшего на реке Мопан (современное название памятника - Уканаль). А вот мама ее по имени Иш-Чувах-Шак оказалсь из династии Тикаля и носила династическое имя Эб Шоок. Примечательно, что в тексте упомянут и дедушка "Звездной Птицы" по материнской линии, также носящий династическое имя Эб Шоок.

Как вышло, что дочка к'анвицнальского царя оказалась столь важной персоной в Хушвица? Скорее вего, она была женой местного царя и получила власть либо после его смерти, либо еще в какой-то экстраординарсной ситуации.
Tags: история, майя, эпиграфика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments