Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Category:

Харпутский рельеф и новые данные об осадном искусстве бронзового века

Уважаемый sehurni у себя в Фейсбуке сообщает про публикацию уникальной находки – так называемого Харпутского рельефа. Очень крутая находка, прямо душа радуется.

"В первом полутоме журнала Altorientalische Forschungen за этот год опубликован исключительный по своему значению памятник древневосточного искусства — Харпутский рельеф, обнаруженный в 2016 году на вершине холма Курей-Тепеси на востоке Турции. Работники лесного хозяйства проводили в тот год посадки на этом холме и случайно наткнулись на древний памятник. В ходе последовавших затем археологических раскопок был открыт архитектурный комплекс, вероятно, начала II тысячелетия до н.э., включавший, помимо построек, мощенный массивным камнем открытый двор и примыкающую к этому двору стену. Рельеф, возможно, был частью этой стены.

Рельеф выполнен на неправильной формы плите из песчаника местного происхождения размером 2,72 на 2,42 м. Толщина плиты 15–20 см. На рельефе изображены осада и взятие города. Всего на изображении можно выделить десять сцен. Последовательность, в которой их необходимо рассматривать, такова: сначала следует «читать» сцены на левой стороне стелы, сверху вниз, далее, перейдя на правую сторону, сцены нужно смотреть снизу вверх.

Центральными являются блоки 3 и 4 в нумерации издателей. На них изображена картина штурма.


Харпутский рельеф после реставрации (в: Abay E., Demir B., Sevin V. Op. cit. S. 12. Фото Селмы Арслан).


Прорисовка рельефа (в: Abay E., Demir B., Sevin V. Op. cit. S. 13; прорисовка выполнена Гюрканом Эргюном и Якупом Бора-Тюмером).

Что нового и интересного дают эти изображения? Во-первых, на них мы видим осадную башню. Это одно из самых ранних изображений такого рода в ближневосточном искусстве вообще и, совершенно точно, самый древний рельеф, на котором представлено осадное орудие. Во-вторых, крайне интересно, как используется эта осадная башня. Башня очень высокая. На ее верхней площадке мы видим двух воинов, которые метают в крепость какие-то шарообразные объекты.


Фрагмент рельефа с изображением воинов, бросающих шары с зажигательной смесью

Авторы статьи полагают, что это сосуды с зажигательной смесью (Molotov cocktails or fireballs), наподобие тех, что использовал и в том же регионе гораздо позже византийцы, персы и тюрки. Авторы приводят фотографии соответствующих экспонатов из местного музея в Элазиге.


Зажигательный снаряд эпохи средневековья из музея Элазига. В: Abay E., Demir B., Sevin V. Op. cit. S. 18 (фото Бюлента Демира).

Таким образом, главной задачей атакующих с помощью осадной башни было поджечь неприятельский город. Судя по изображенному над крепостными зубцами пламени, в данной случае эта задача была успешно выполнена. Интересная сцена представлена также в блоке 3а. В правой части сцены мы видим, как осаждающее крепость войско роет подкоп, а обороняющиеся вслушиваются, пытаясь понять, где именно это происходит. Блок 4 любопытен изображением крылатой богини, помогающей штурмующим: ее ноги скручены в спираль, а на голове причудливый убор из перьев. Как полагают издатели памятника, это, возможно, Иштар или ее сестра Эрешкигаль.

На стеле изображены и другие традиционные для такого рода памятников сюжеты: увод пленных и их демонстрация царю-победителю. Пленники изображены обнаженными, со скрученными за спиной руками. Примечательно, что они существенно ниже ростом своих противников – известная условность, призванная показать превосходство победителей. Есть и немного неожиданные сцены: например, оплакивание убитых (блок 3b); гражданские пленные, включая женщину с младенцем; животные, уводимые как добыча (4, 4а); бегство на лодке по реке, по поверхности которой плывут рыбы и черепахи (4b).

К сожалению, рельеф не сопровождается надписью, и нам остается только гадать, какое именно событие и какой город на нем изображены.

На основе сравнения с другими памятниками изобразительного искусства, а также на основе других находок из того же слоя на Курей-Тепеси (это цилиндрическая печать и булла с изображением дракона) Э. Абай, Б. Демир и В. Севин предполагают, что рельеф должен относиться к первым векам II тысячелетия до н.э. Вероятно, на нем отражены военные действия одного из восточноанатолийских княжеств того времени. Относительно отождествления осажденного города авторы не высказывают никаких определенных предположений, лишь осторожно замечают, что где-то в районе Элазига и Харпута в древности должен был находиться город Хаххум".

Abay E., Demir B., Sevin V. The Relief of Harput. A New Page in the Art History of Ancient Anatolia // Altorientalische Forschungen. 2021. Bd. 49/1. S. 1–25.

Tags: археология, история, перепост
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments