Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Categories:

Одни простые майя (а может и не майя) спаслись от изверженья (а может не спаслись)

Уважаемый ampelios надысь помянул новость про сальвадорскую археологию, которая тоже погудела в мировых и отецственных СМИ. Ну это вообще не совсем новость, ибо на памятнике Сан-Андрес Акира Итикава работает уже давно. Но вышла статья "Human responses to the Ilopango Tierra Blanca Joven eruption: excavations at San Andrés, El Salvador" в "Antiquity", который все мониторят и волна понеслась.

Вот, например, что написано в весьма приличной новости на N+1 "Майя вернулись в город после извержения и построили из туфа пирамиду".

Начнем с того, что обитателями долины Сапотитан весьма вероятно были не майя. Ну или точнее - мы не знаем, майя они или нет. Материальная культура в этой части Сальвадора смешанная, иероглифических текстов в Сан-Андресе нет. В VII-VIII вв. у этого общества были контакты с Копаном, но это тоже ничего не означает. Отметим, что сам Акира слово "майя" использует в статье всего три раза и всегда очень осторожно. Но российским СМИ все понятно.

Во-вторых, вся центральная идея статьи строится на том, что пирамида Кампана была построена сразу же после извержения 536 ~ 539/540 г. (TBJ). Но стоп - ведь всего год назад мы узнали, что извержение было в V в. Как же так? Да никак - Итикава придерживается старой датировки (и он в полном своем праве). Но если принять новую, то пирамиду выстроили больше века спустя, и все красивые построения рассыпаются как пепел. И тогда неизвестно жил ли кто-то в поселении во второй половине V - первой половине VI вв., и кто и как быстро строил.

То же, что в статье есть действительно (а не гипотетически) ценного - данные, что Кампана это первая монументальная постройка поселения и с ее строительства и начинается подъем Сан-Андреса как центра долины Сапотитан, никто важным не посчитал.

А вот, что мне категорически не понравилось - это выводы из подсчетов затрат энергии на сооружение пирамиды. Мол, раз общество в долине было менее сложно организовано, чем, скажем, теотиуаканское, и мало свидетельств контроля элиты над рабочей силой, то жители типа сами пришли в Сан-Андрес и построили пирамиду в ответ на природную катастрофу. Теория "коллективного действия" уже мутировала и начинает давать метастазы.
Tags: Мезоамерика, археология, майя
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Тульские городища. Городище Свисталово

    После долгого перерыва новый выпуск видеорассказов о тульских городищах. Это городище Свисталово (Киреевский район). Рассказывает научный сотрудник…

  • Котег культуры салинар

    Очередной пятничный котег происходит из древнеперуанской культуры салинар. Салинар - одна из культур Северного побережья Перу. В долине р. Моче она…

  • А вот кому про зубодёров древних майя

    Три года назад я писал про исследование молодого американского археолога Джоша Шнелла, который нашел на рынке в древнемайяском городе Мук'ихтун…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Recent Posts from This Journal

  • Тульские городища. Городище Свисталово

    После долгого перерыва новый выпуск видеорассказов о тульских городищах. Это городище Свисталово (Киреевский район). Рассказывает научный сотрудник…

  • Котег культуры салинар

    Очередной пятничный котег происходит из древнеперуанской культуры салинар. Салинар - одна из культур Северного побережья Перу. В долине р. Моче она…

  • А вот кому про зубодёров древних майя

    Три года назад я писал про исследование молодого американского археолога Джоша Шнелла, который нашел на рынке в древнемайяском городе Мук'ихтун…