Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Category:

Как украсть чужую работу и выдать ее за свою: рецепт российских тележурналистов

В прошлое воскресенье (4 октября) по телеканалу Россия-К в рамках цикла "Невский ковчег. Теория невозможного" показали новый фильм про Ю.В. Кнорозова под названием "Последний из империи Майя: Юрий Кнорозов". Автор идеи - известная тележурналистка Бэлла Куркова, автор сценария - Леонид Маляров, а режиссёр - Наталья Чернышева. Рассказчик - народный артист России Николай Буров.

Как я уже писал, выход биографии Кнорозова, написанной Г.Г. Ершовой, вызвал сильное раздражение, которое столь ярко выразилось в "рецензии" Ильи Стогова на биографию Кнорозова. Все-таки книга получилась слишком нестандартная. А теперь наконец-то можно увидеть "питерскую" версию Кнорозова. Такому можно лишь порадоваться - Юрий Валентинович действительно был уникальной фигурой.

И вот фильм наконец вышел (как я понимаю, для "Культуры" час дня в воскресенье это прайм-тайм). Уже само название вызвало глубокое удивление: империя, да еще Майя с прописной буквы? Но еще сильнее я удивился по мере дальнейшего просмотра фильма. Дело в том, что "петербургская версия" оказалась просто пересказом книги Г.Г. Ершовой и фильма "Кнорозов: в поисках утерянного кода" телекомпании "Неизвестная планета" (2006), созданного при активнейшем участии той же Г.Г. Ершовой. Например, с 3:29 начинается рассказ про то, что Кнорозов в 5-летнем возрасте рисовал картинки разных выдуманных зверей, среди которых были "тамкас" и "поленка". В свое время комментарии Ершовой, что "поленка" похоже на Паленке, а "тамкас" это же название Млечного пути у майя (на самом деле, правда, тамакас) вызвало у мистиков с "Неизвестной планеты" прилив такого энтузиазма, что они это дело включили в свой фильм как чуть ли не центральный момент. Зачем повторять эти байки? Тем более, что передрано это даже не из фильма как такового (в нем, естественно, никто не говорит про "империю майя"), а с описания этого фильма на Ютьюбе ("Но самым удивительным было появление в его детских тетрадях рисунков с необъяснимыми подписями. И только через несколько десятков лет вскроется значение этих слов – когда выявится их связь с исчезнувшей империей индейцев майя").

Но дальше идет еще более крутой заход - "в 1920-х годах никто в мире не знал языка майя!" Это уже собственный креатив - вечное путание "языка майя", который якобы "расшифровал Кнорозов" и иероглифической письменности. Но естественно появляется и крутящийся корявенький рисунок астекского "Камня Солнца", которое у малограмотной публики стандартно считается изображением "календаря майя". Авторы фильма буквально собрали все возможные косяки - это надо уметь.

Дальше повествование переходит к тому, что школьник Кнорозов обнаружил в себе способности лечить наложением рук и гипноза. И первоначально он хотел заниматься психологией и гипнозом и собирался поступать на медицинский факультет Харьковского университета, но его не приняли и тогда он пошел на истфак ... Это тоже любимая тема Г.Г. Ершовой, нашедшая отражение и в книге и в фильме 2006 года. В официальной же биографии ученого ничего подобного нет.

Стихи Кнорозова "Наш жребий жить...", написанные в 1940 г., больше нигде, кроме книги Г.Г. Ершовой, не публиковались. И сами они, и история, что они были посвящены убитой осенью 1941 г. девушке - оттуда же. И про Гардинера, которого Кнорозов штудировал, прячась от трудовой мобилизации немцами в подвале - тоже. Подробности того, как Кнорозовы покинули Харьков в 1943 г. - тоже. И т.д. и т.п.

Итак, весь текст фильма представляет собой пересказ книги Ершовой. Все, что авторы добавили от себя, как правило, полная ерунда ("империя Майя", "никто не говорил на языке Майя", "британский журнал Ethnos", астекский "камень Солнца" и т.д.). Некоторую оригинальность фильму придают врезки с комментариями Юрия Евгеньевича Березкина, который озвучивает свои впечатления, что странности Кнорозова - это другая сторона гениальности, и что он увидел Кнорозова как "мрачного гения". Но и там есть ошибки - история признания открытия Кнорозова на Западе как результата визита Майкла Ко в 1989 г. изложена неверно (благо, теперь на русском есть книга самого Ко, где все описано детально и подробно). И как вы думаете - есть ли в титрах фильма хоть какое-то указание на Г.Г. Ершову? Нет - она вообще ни словом не помянута.

Все видеокадры с присутствием Кнорозова также украдены из фильма "Неизвестной планеты". Часть из них из архива Госфильмофонда, а часть - съемки мексиканского режиссера Тиахоги Руге, автора первого фильма о Кнорозове. Она охотно предоставляет российским коллегам право их использовать (конечно с условием указать авторство), но в фильме Бэллы Курковой и Леонида Малярова нет про нее ни слова. А еще в фильме есть фотографии Кнорозова, сделанные Г.Г. Ершовой. И как вы думаете - есть ли в титрах хоть какое-то указание на то, откуда они взяты? Думаю, ответ понятен. Вообще в титрах есть благодарности только Кунсткамере и Российскому этнографическому музею.

Заранее предвосхищая вопросы - нет, авторы фильма не обращались ни к Г.Г. Ершовой, ни к "Неизвестной Планете", ни к Тиахоге Руге с просьбой использовать их материалы.

Подводя итог, это просто удивительный пример наглости и незамутненности питерских тележурналистов. Взять чужую книгу, немножко ее пересказать (даже особо не напрягаясь), совершенно не упомянув автора, а потом проиллюстрировать чужими фотографиями и видеокадрами, слеганца разбавив собственной подсъемкой, и все это выдать за собственное творчество - мне казалось, что в 2021 году такого уже никто не делает. Ан нет - не оскудела еще талантами Земля Русская!



УПД: Прошу прощения, когда создавал запись, поставил ссылку не на фильм Курковой-Малярова-Чернышовой, а как раз на фильм 2006 года от "Неизвестной Планеты". Исправлено.
Tags: Кнорозов, ТВ, видео, культурное
Subscribe

  • Тульские городища. Городище Свисталово

    После долгого перерыва новый выпуск видеорассказов о тульских городищах. Это городище Свисталово (Киреевский район). Рассказывает научный сотрудник…

  • Котег культуры салинар

    Очередной пятничный котег происходит из древнеперуанской культуры салинар. Салинар - одна из культур Северного побережья Перу. В долине р. Моче она…

  • А вот кому про зубодёров древних майя

    Три года назад я писал про исследование молодого американского археолога Джоша Шнелла, который нашел на рынке в древнемайяском городе Мук'ихтун…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Тульские городища. Городище Свисталово

    После долгого перерыва новый выпуск видеорассказов о тульских городищах. Это городище Свисталово (Киреевский район). Рассказывает научный сотрудник…

  • Котег культуры салинар

    Очередной пятничный котег происходит из древнеперуанской культуры салинар. Салинар - одна из культур Северного побережья Перу. В долине р. Моче она…

  • А вот кому про зубодёров древних майя

    Три года назад я писал про исследование молодого американского археолога Джоша Шнелла, который нашел на рынке в древнемайяском городе Мук'ихтун…