Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Categories:

Одержимые "Пополь-Вух"

7 марта археологи, работающие в древнем центре майя Эль-Мирадор (Гватемала) сообщили о новом открытии. В конце прошлого года в поисках древних каналов археологи обнаружили новый памятник доклассической скульптуры. И вот после трехмесячных работ по расчистке, он был показан гватемальским и зарубежным журналистам в присутствии министра культуры Гватемалы Херонимо Лансерио. Ожидалось, что это событие посетит даже гватемальский президент Альваро Колом (www.prensalibre.com/pl/2009/marzo/08/300289.html и www.sigloxxi.com/noticias/27026).

Находка представляет собой лепной из штука рельеф на каменной основе (а вовсе не резной из камня, как перевели у нас), что типично для Северного Петена позднеформативного времени. Он датируется приблизительно III в. до н.э., и якобы украшал центральную часть бассейна, где, по мнению исследователей совершали омовения правители Эль-Мирадора. Размеры рельефа – 4 м в длину и 3 м в высоту.




Ричард Хансен, директор проекта, всем нам памятный после работы консультантом в фильме Мела Гибсона «Апокалипто», сообщил журналистам, что рельеф изображает близнецов Хунахпу и Шбаланке – героев «Пополь-Вух». «Эта находка подтверждает, что Шбаланке и Хунахпу существовали за 300 лет до Рождества Христова, что подтверждает подлинность мифа о божественном творении в цивилизации майя», - заявил Хансен. По мнению Хансена, рельеф изображает близнецов, плавающих «между небесными чудовищами» после того, как они спасли голову своего отца Хун-Хунахпу, отсеченную богами подземного мира. Спасенная голова находится за спиной правого персонажа.

Объяснения Хансена к сожалению заставляют вспомнить анекдот про него и эпиграфиста Саймона Мартина («Но кроме этого?»). Совершенно непонятно как можно «плавать между небесными чудовищами».

Что же собственно изображено на рельефе? К сожалению, пока его фотографии полностью не опубликованы. Великолепные фотографии Associated Press изображают одну из фигур и символы воды, что подтверждает интерпретацию сцены как плавания.Однако на фотографиях из гватемальских газет Prensa Libre и Siglo XXI видно, что над этим рельефом был еще один. Там тоже присутствуют водные мотивы. Кроме того, в правой части рельефа видна «живая гора» («небесные чудовища» Хансена) – элемент, который на позднеформативных монументах из Юго-Восточной Мезоамерики часто обрамляет изображение океана.



Вся сцена заставляет вспомнить фриз из дворца H Sub-2 из Вашактуна, найденный еще в 1980-е гг., где тоже изображены две плавающие или летающие фигуры друг напротив друга. И головы тоже присутствуют.



Стремление найти в каждом памятнике искусства майя иллюстрацию к «Пополь-Вух» –серьезная проблема современной майянистики. В свое время никаких сравнимых с ним письменных источников по мифологии майя в нашем распоряжении не было, поэтому использовали что было. Именно так была в свое время написана моя первая статья (Беляев Д.Д. Миф о близнецах у древних майя // Латинская Америка. 1996. №12. С. 81–90). В настоящее же время навязчивое желание объяснить мифологию майя доклассического и классического периода через «Пополь-Вух» не вызывает ничего, кроме сожаления. «Многие не доверяют «Пополь-Вуху», поскольку говорят, что в нем видно христианское влияние» - патетически заявляет Хансен. Хочется только добавить: «Вот и славненько». Исследование классической иконографии, а также иероглифических текстов показывает, что мифология майя I тыс. н.э. была куда богаче, чем унылые мифы киче о героях-близнецах. Их объединяет, пожалуй, лишь само наличие близнечной пары. А изучение «Пополь-Вуха» в общемезоамериканском контексте дало Ю.Е. Березкину основания поставить вопрос: «Насколько майяским вообще является этот памятник» (http://www.mesoamerica.ru/indians/maya/popol_berezkin.html).

У майя низменностей в классическое время не было никаких Хунахпу и Шбаланке. Близнецов звали Хун-Ахау и Йаш-Балам. Во-вторых, в классических текстах отсутствует вся основная для «Пополь-Вуха» фабула о гибели старшей пары близнецов, в том числе Хун-Хунахпу, голову которого близнецы якобы спасают на новооткрытом рельефе». Близнецы раскалывают землю-черепаху и помогают возродиться богу маиса. Нет никаких свидетельств того, что бог маиса был отцом близнецов.



Близнецы не играют в мяч с богами подземного мира. И т.д. и т.п. В то же время мифы о близнецах (похищение жены у «Старого оленьего бога» и зачатие людей, стычка и победа над «Ицамной» и др.), столь популярные на классической керамике, в «Пополь-Вух» отсутствуют.

Похоже, что новая интересная находка обречена стать еще одной страницей в летописи одержимости «Пополь-Вухом». Между тем, гипотеза о том, что изображенные на рельефе фигуры – это близнецы, нуждается в серьезной проверке. Во-первых, у них нет никаких характерных иконографических признаков близнецов (отметок на лице и на теле, идентичных головных уборов и др.). Во-вторых, голова сзади на поясе – частый элемент царского костюма в иконографии майя. Раньше исследователи полагали, что это трофейные головы, но изучение встречающихся иногда на них именных иероглифов показало, что это головы предков. Будем надеяться, что вскоре появится комментарий специалистов – Карла Таубе, Дэвида Стюарта или Стивена Хаустона.

В общем, Хансен в очередной раз продемонстрировал, что кроме «Пополь-Вух» он никаких других источников по мифологии майя не знает и вообще не в курсе последних исследований в этой сфере. Хорошо хоть не «Книга Мормона».

UPD: http://www.mesoamerica.ru/we/news09-02.html
Tags: археология, майя
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments