Дмитрий Беляев (maoist) wrote,
Дмитрий Беляев
maoist

Categories:

Из жизни иероглифов: во сколько начинались сутки у майя?

К вопросу satai

Одной из важнейших составляющих календарной системы майя является циклическая дата, отмечающая дни в пределах цикла в 18980 дней, представляющего собой произведение ритуального цикла в 260 дней (так называемый цольк’ин) и 365-дневного солнечного года (так называемый хааб). При циклической датировке даты могут повторяться каждые 52 года (англ. Calendar Round, исп. Rueda Calendárica). В надписях циклическая дата состоит из указания на день 260-дневного календаря и число месяца в 365-дневном году. Например, 9 ноября 2012 года это 12 Киб 19 Сак или день 12 Киб (116-й день 260-дневного цикла), 19-е число месяца Сак.

В 1947 г. Татьяна Проскурякова и Эрик Томпсон показали, что в надписях северного Кампече и юго-западного Юкатана встречается иной вариант циклической даты, при котором 260-дневного цикла смещен на один день по отношению к 365-дневному году. Например, юбилейная дата 9.19.0.0.0 (810 г.) записывалась не 9 Ахав 18 Моль, а 9 Ахав 17 Моль. Они назвали ее датой «пуукского стиля».

В 1978 г. Питер Мэтьюз предложил новое решение дат «пуукского стиля». Он обратил внимание, что в четырех случаях в надписях Южных низменностей она сопровождается неизвестным знаком, изображающим наполовину заштрихованный (то есть темный) знак K’IN «ДЕНЬ, СОЛНЦЕ» с предлогом ti «в». По мнению Мэтьюза, этот знак обозначает солнце в его ночном проходе по подземному миру, а оборот в целом имеет значение «ночью». Таким образом, дни 260-дневного цикла и 365-дневного года начинались в разное время: ночью первый день уже начался, а второй еще нет.

Дэвид Стюарт в 2004 г. опубликовал интересную надпись из Кампече, хранящуюся в Археологическом музее Хекельчакана. Дата «пуукского стиля» там была записана в развернутой форме: 4-MULUK K’IN-ni o-chi-ya tu-16-ma-MAK, kan “Muluk” ’ochiiy tu waklaju’n Mak, «4 Мулук – день, вошел в [число] 16 Мак». Это непосредственное указание, что день цольк’ина начинался позже раньше, чем день хааба.

Позже alexander_wnk показал, что встречается ситуация обратная дате «пуукуского стиля», когда наоборот, хааб опережает цольк’ин. Например, в Ла-Суфрикайе дата дня теотиуаканского вторжения в Тикаль (12 января 378 г.) записана 11 Эб 16 Мак вместо правильного 11 Эб 15 Мак. Он предположил, что это альтернативная система счета дней, в которой день хааба начинался раньше, чем день цольк’ина и предложил связывать ее с Теотиуаканом.

Могут ли надписи сказать что-либо про время смены дней? В целом да. Все даты, который предваряются временным указанием ’i-pasaj «и затем на заре», нормальные, без смещения позиций. Это означает, что в момент рассвета день хааба уже начался, что логично, принимая во внимание, что это 365-дневный солнечный год. Так что гипотеза Мэтьюза о приблизительно 18.00 как времени начала дня цольк’ина и приблизительно 6.00 как времени начала дня хааба вполне реальна. Хотя я, конечно, для указания на ночные события ожидал бы иероглифа ’AK’AB «НОЧЬ, ТЕМНОТА». Наполовину затемненный знак «ДЕНЬ» может передавать что-нибудь другое, более специфическое.
Tags: майя, эпиграфика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments