?

Log in

No account? Create an account
Дмитрий Беляев [entries|archive|friends|userinfo]
Дмитрий Беляев

[ website | Месоамерика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

"Электронные следопыты истории" с большой дороги [Apr. 7th, 2019|12:14 pm]
Дмитрий Беляев
[Tags|, , , ]

Я уже писал о знаменитой "машинной дешифровке" иероглифики майя в контексте дальнейших успехов её главного инициатора, "лауреата Ленинской премии №2" Эдуарда Евреинова. Там я упоминал критическую рецензию Ю.В. Кнорозова на первую публикацию новосибирской группы, а также болезненную реакцию на неё академика С.Л. Соболева. А теперь появились новые данные, проливающие дополнительный свет на эту историю.

Read more...Collapse )
Link32 comments|Leave a comment

Археологические субботы. Март 2019 [Apr. 7th, 2019|01:17 am]
Дмитрий Беляев
[Tags|, , ]

Вышел новый видеовыпуск "Археологических суббот", подготовленных Иваном Савченко.

Link13 comments|Leave a comment

Мемуары такие мемуары [Apr. 2nd, 2019|10:21 pm]
Дмитрий Беляев
[Tags|, ]

Оказывается в 2013 году вышла книга мемуаров Ростислава Васильевича Кинжалова (1920-2006). Он больше всего известен как специалист по культуре и искусству Мезоамерики и переводчик на русский язык "Пополь Вуха". Но на самом деле это был человек действительно незаруядный, филолог-классик (это, кстати, видно по его работам по мифологии Мезоамерики), искусствовед. А еще он чуть не стал композитором. Я про эту книгу ничего не знал, а наткнулся на ее упоминание в статье С.А. Корсуна (Кунсткамера).

Там совершенно прэлестный момент про личное знакомство с Ю.В. Кнорозовым, которое якобы состоялось весной 1946 г.: «Выглядел он несколько диковатым, даже не в смысле одежды (он был в ватнике и ушанке), а по отрывистой речи, жестикуляции и т.д. Он представился студентом МГУ, кажется, V курса, и сказал, что его мечта — заняться дешифровкой письма майя и что ему хотелось бы работать со мной».

Очень это напоминает фрагменты из позднесоветских версий мемуаров Жукова, который якобы приехал посоветоваться с Брежневым )) Кинжалов-то тогда еще учился на филфаке ЛГУ и работал в Отделе Востока Эрмитажа, занимаясь вовсе не майя, а эллинистическим искусством. Прямо без четверокурсника филфака Кнорозов жить не мог )) И, как вспоминали его сокурсники, ходил он в это время ни в каком не ватнике, а в шинели, всегда подтянутый и очень хорошо выглядящий.

Так что с мемуарами кагбе Кинжалова все понятно )) Но всё равно надо найти и почитать

Кинжалов Р.В. Из прошлого / Авт. предисл. И. Ю. Шауб; Свято-Алексиевская пустынь, Ин-т истории материальной культуры (Петербург). СПб.: [б.и.], 2012. 238 с.: ил., портр.
Link10 comments|Leave a comment

Найден новый ацтекский кодекс! [Apr. 1st, 2019|09:20 pm]
Дмитрий Беляев
[Tags|, , , , ]

В апрельском номере журнала "Estudios de Cultura Nahuiatl" готовится к изданию ранее неизвестный уникальный ацтекский кодекс. Он повествует об истории малоизвестного царства Икалакиампан на границе между Центральной и Западной Мексикой.

Read more...Collapse )

Кодекс был скопирован сразу же после Конкисты и поэтому демонстрирует очень мало признаков европейского влияния. Уникальная черта кодекса - необычная цветовая гамма.
Link24 comments|Leave a comment

Кто заказал Вещего Олега? [Mar. 31st, 2019|11:30 pm]
Дмитрий Беляев
[Tags|, , ]

В процессе подготовки к написанию эссе по истории, Таисия Дмитриевна заявила, что Пушкин глубоко заблуждался, и хазары были очень даже разумными.

После этого мы пришли к выводу, что "Анализ политической обстановки в Восточной Европе начала Х века однозначно свидетельствует, что смерть Вещего Олега была выгодна прежде всего Хазарскому каганату. Хазарские агенты, скорее всего, отравили любимого коня русского князя и подкупили змею, которая и укусила Олега, когда он пришёл попрощаться с боевым товарищем".

По этому поводу вспомнилось мне далёкое советское детство.

Read more...Collapse )
Link20 comments|Leave a comment

Моя лекция в "Гиперионе" [Mar. 31st, 2019|11:20 am]
Дмитрий Беляев
[Tags|, , , ]

Видео моей лекции в "Гиперионе" 26 марта доступно на гиперионовском Ютьюб-канале

Смотреть видео...Collapse )
Link3 comments|Leave a comment

Лютые астеки или Войны памяти по-ибероамерикански [Mar. 31st, 2019|12:03 am]
Дмитрий Беляев
[Tags|, , ]

Некоторое время назад новый мексиканский президент (из левых) Андрес Мануэль Лопес Обрадор (АМЛО) выступил с заявлением, что Испания должна покаяться перед Мексикой за Конкисту. Народ по этому поводу начал бурно веселиться, в частности несколько моих гватемальских друзей решили потребовать у Мексики извинений за теотиуаканское завоевание Тикаля в 378 г.

Но если вы думаете, что все просто прикололись над АМЛО, который вообще славится своими немного демагогическими заявлениями, то ошибаетесь. Испанский портал АВС надысь разразился длиннющим материалом под названием "Canibalismo, sacrificios y totalitarismo: la verdad sobre el Imperio azteca que se encontró Hernán Cortés" ("Каннибализм, человеческие жертвы и тоталитаризм: вся правда об Астеской империи, которую встретил Эрнан Котрес"), в котором раскрывается мрачная античеловеческая сущность астекского общества. И даже нацисты там упоминаются: мол, стенать по Астекской империи это то же, что сокрушаться о падении Третьего Рейха. Финального вывода, что вот и правильно товарищ Кортес всех этих тоталитарных астеков к ногтю прижал, все-таки не делается, но он вполне очевиден.

Интересно, чем ответят мексиканцы?
Link17 comments|Leave a comment

И еще одна страница из истории "Войны каст" на Юкатане [Mar. 30th, 2019|11:29 am]
Дмитрий Беляев
[Tags|, , ]

Помимо казаков, на Юкатане в эпоху "Войны каст" присутствовали еще и ирландцы. Но в отличие от казаков, эти были настоящие, хотя и смешавшиеся с латиноамериканскими семьями.

Об ирландцах в юкатанской сельве.


Это, правда, портрет не главного героя Патрисио О'Хорана, а его брата Томаса О'Хорана, расстрелянного по приказу Бенито Хуареса за национальную измену в 1867 г.
Link2 comments|Leave a comment

Древние культуры Колумбии в свете археологических и письменных источников (2018) [Mar. 28th, 2019|03:14 pm]
Дмитрий Беляев
[Tags|, , , , ]

Между тем в конце 2018 года в Институте археологии РАН из печати вышла-таки книга "Древние культуры Колумбии в свете археологических и письменных источников" за авторством eriza_roja.

Levanova-2018

Это ее переработанная диссертация, защищенная в 2013 г. В книге анализируется социально-политическое развитие двух доиспанских обществ Колумбии - муисков (больше известных как мусиков) и тайрона, начиная с I тыс. н.э. Всем интересующимся древней Америкой крайне рекомендуется. В сочетании с уже рекомендованной книгой А.В. Табарева по юго-западу Колумбии можно получить практически полную картину доиспанской истории этой страны на современном уровне знаний. 

Тираж, естественно, гигантский - целых 200 экземпляров. Хотя уже прошло три месяца, где её можно купить, я так и не знаю. Наверное, в книжной лавке Института археологии / Института российской истории продается. Но при таком тираже она, может быть, скоро быдет вывешена в pdf. У Института археологии это распространенная практика (см., например, список публикаций за 2018 г.)
Link1 comment|Leave a comment

Доклад А.А. Немировского "Воинский этос юкагиров" [Mar. 28th, 2019|11:07 am]
Дмитрий Беляев
[Tags|, ]

В пятницу, 29 марта в 18:00 на научном семинаре Международного центра антропологии Школы исторических наук Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ с докладом на тему "Воинский этос юкагиров (в контексте некоторых этических норм, связанных с убийством)" выступит Александр Аркадьевич Немировский aka wyradhe.

Юкагирская традиционная культура демонстрирует тщательно разработанную концепцию ньалльэ – «скверного человекоубийства», которое ложится бременем на совесть и честь и которого следует всемерно избегать. Под таким ньалльэ подразумевается практически всякое убийство человека, совершенное не в состоянии прямой само-/инообороны, осуществленной в ходе противостояния агрессии, начатой противником не по твоей вине (даже частичной) и не по вине (даже частичной) тех, на чьей стороне ты здесь выступаешь. Силовые действия против не просящих о пощаде или примирении и не отказывающихся от борьбы врагов-комбатантов под понятие о ньалльэ тем самым не подпадают при условии, что война с ними началась без вины твоей собственной и твоей стороны. В исключительных случаях ньалльэ может стать этически допустимым или даже этически необходимым (в силу других этических императивов, в данном случае перевешивающих), но и тут рассматривается как морально обременительное и весьма нежелательное действие. Понятие о ньалльэ носит не ритуальный, а автономный от ритуала чисто этический характер. Концеция ньалльэ являлась одним из системообразующих понятий, в частности, для воинского этоса юкагиров, и существенно ограничивала пределы «правой мести». Она дополнялась представлением о том, что даже в рамках действий, не образующих ньалльлэ, можно убить слишком много врагов, и что это в общем и целом нежелательно.

При этом из-под действия понятия о ньалльэ выводятся некоторые убийства даже соплеменников и членов семьи, предпринятые в ответ-возмездие на неспровоцированное тяжко-оскорбительное (даже ненасильственное) поведение в твой адрес (включая вероломное нарушение коренных обязательств в твой адрес, ассоциирующееся с тяжким унижением достоинства) – такие действия сами приравнивались к агрессии, морально-легитимное противодействие которым простиралось вплоть до мести убийством. Не ставились в этическую вину также нападения на тех чужаков, что прямо зарекомендовали себя предельными организованными и принятыми за обычай зверствами.


Дополнительные подробности и как попасть на семинар
Link15 comments|Leave a comment

navigation
[ viewing | 10 entries back ]
[ go | earlier/later ]